Разобраться в искусствах, в их значениях и смыслах нам помогает Александр Андреевич Добровинский, известный адвокат и коллекционер, человек, который разбирается в контекстах. Каким образом те или иные произведения искусства записываются в недосягаемые шедевры?
Считается, что Рафаэль - это красиво, и все, думается, согласятся. Считается, что "Черный квадрат" Малевича - нечто феноменальное и стоит нереальные миллионы долларов. На аукционах за баснословные деньги продают какие-то работы, о которых многие могут сказать: да и я так могу...
Александр Добровинский: Это, безусловно, детский аргумент. Конечно, можно нарисовать черный квадрат, но нарисовавший его сегодня не будет первым, он не сможет сказать: сегодня именно это - концепция искусства.
Давайте так: изначально искусство становится искусством, когда оно продано. Картина, которая никому не нужна, не продана, - это не искусство. Причем, картина должна быть продана не в "заинтересованные" руки, - мы не рассматриваем подлог. Если же картина никому не нужна - это не картина; это холст и немного краски, нанесенной сверху...
При этом государственные
закупки, которые часто делались во всем мире, носили в основном
политический характер. Но это и близко не лежит около определения,
которое я дал, и никто не убедит меня в противном: искусство становится
таковым только тогда, когда оно продано, куплено и оценено не
заинтересованным человеком. Государство же зачастую именно
заинтересовано... Нет, это не критерий...
Фото: Константин Бертинин