Гость эфира - известный писатель, исследователь Андрей Стамболи, автор интереснейшей версии - гипотезы и автор одноименной книги «Наполеон в поисках чаши Грааля».
Мы уже беседовали с писателем в одной из передач, и разговор этот
вызвал огромный интерес слушателей и обширную почту, которая
свидетельствует: наши слушатели стали разбираться в истории войны
1812-го года, с которой все оказалось не так просто и уж во всяком
случае интереснее, чем пишут в учебниках. Каковы творческие планы
писателя, будет ли продолжение исследования истории Наполеона, и чем
Андрей Стамболи занимается сейчас?
СТАМБОЛИ: Продолжение, естественно, будет; все повествование
постепенно перемещается в Африку, куда стремился Наполеон и где
находится чаша Грааля. Надо оправдывать название книги, потому что
первая часть, которая вышла, - она называется "Московский набег", -
была в основном посвящена историческим фактам, хорошо известным по
учебникам. А целью ее было привлечь внимание к, казалось бы, хорошо
известным фактам и показать, что все было немного не так. Вторая часть
будет более спокойного, повествовательного характера, в ней будут
рассмотрены африканские корни всей проблемы.
- А что есть в конце концов чаша Грааля?
СТАМБОЛИ: Сколько бы я ни разговаривал с исследователями, все
говорят по-разному, поэтому в моем понимании это просто система
символов, которая позволяет управлять всем миром. И в каком-то
физическом виде она не существует...
- Дэн Браун написал, что сей священный сосуд - не что иное как женщина...
СТАМБОЛИ: У меня она - и древо, и чаша, и женщина. Я уже говорил,
что в моем понимании памятник на Мамаевом кургане - тоже чаша Грааля: в
руке Родины-матери - меч, перед ней - чаша огня, а стоит она на могиле
павших воинов. А все вместе - это полное собрание символов чаши Грааля.
Кроме того, Распятие в любом храме, любой храмовый престол; чаша Грааля -
чрезвычайно многомерное понятие...
- В интернете появилось сообщение, что ты работаешь над книгой
"Ароматы любви", посвященной парфюмерии. Парфюмерия - тоже часть
"Неизвестной планеты"?
СТАМБОЛИ: Конечно! Все, что нам не известно о парфюмерии,
составляет огромный пласт культуры: сейчас практически нет людей,
которые парфюмерией не пользуются, но что именно они при этом делают,
люди вряд ли понимают. Женщина, покупающая духи, руководствуется в
основном рекламой, именем фирмы, названием, ценой, - абсолютно внешними
признаками, даже не представляя себе, что происходит в этот момент.
Сейчас получает распространение новое явление - ароматерапия; начинают
использоваться чистые вытяжки из цветов, чей запах воздействует на
подсознание человека, меняя его в нужную сторону. Скажем, улучшать
настроение, самочувствие, даже лечить какие-то заболевания, в первую
очередь психические расстройства.
- Получается, если рассматривать историю парфюмерии как историю
некоего культурного, цивилизационного феномена, в его основании лежат
какие-то сакральные мотивы?
СТАМБОЛИ: Как и во всем. И музыка, и живопись имеют сакральные
мотивы, практически любое культурное явление исходило из сакрального,
религиозного значения. Да и само слово perfume означает "для
курения" - ароматические смолы добавлялись в священный огонь,
воздействуя на подсознание людей, проходивших инициации, исполнявших
ритуалы.
- Но это могли быть и наркотические вещества? И как это связано с парфюмерией, которая нам знакома в повседневном обиходе?
СТАМБОЛИ: Обряды контролировал человек, знающий, что делает,
допустим, верховный жрец разрабатывал рецептуру ароматических добавок.
Можно проследить, как постепенно менялось отношение к парфюмерии.
Вначале ароматические добавки клались непосредственно в огонь. Потом их
начали варить в котлах; мы знаем, что в наши дни раз в четыре года в
Донском монастыре Русская Православная церковь варит миро - священное
вещество, которое используется в таинстве крещения: новокрещенному
младенцу вещество крестообразно наносится на лоб, на руки... Миро -
обычно говорят, драгоценное миро - имеет глубокое сакральное
символическое значение, открывая ум человека к разумению Евангелия, руки
- для делания Христова дела, ноги - чтобы идти божественными стопами.
Все имеет очень глубокий смысл.
Но что интересно: когда нам показывают средневековых ведьм, которые
варили приворотные зелья, мы видим явление подобного порядка. Конечно,
нужно учитывать, что ингредиенты были иными, вплоть до лягушачьих лапок и
змеиных хвостов. Вот этим и привораживали мужей и возвращали суженых...
- Так это и есть начало парфюмерии?!
СТАМБОЛИ: А собственно, для чего женщины наносят на кожу духи?
Ведь в основном это была "женская отрасль", мужчин она коснулась, можно
сказать, в последние годы. Это и есть "приворотное зелье", усиливающее
привлекательность человека...