Андрей Зиновьевич Синельников - человек, пишущий интересные книги. Среди них - "Средневековая империя евреев", "Крах средневековой империи евреев", "Тайны русских соборов". Почему-то считается, что о русских соборах все известно: экскурсии, масса литературы, учебники, наконец. Оказывается, всё не совсем так...
Андрей СИНЕЛЬНИКОВ: В течение трех последних лет мы ездили в экспедиции: по Владимирско-Суздальской Руси, по Новгородщине, Псковщине, на Соловки, и увидели очень интересную вещь. В принципе, каменное строительство на Руси возникло в совершенно конкретное время, можно сказать, весьма неожиданно в 1152-м году, то есть при Юрии Долгоруком, просуществовало двести лет и... сгинуло, не оставив следа.... Я имею в виду именно каменное строительство - те самые белокаменные соборы, о которых говорят "белокаменная Русь". Потому что все остальное время строительство на Руси велось из плинфы (плоский кирпич) и кирпича.
У нас иногда говорят о масонах, но не в конспирологическом смысле, а в смысле "вольный каменщик". Я тоже буду говорить о них не как о всемирных шпионах, а как о вольных каменщиках. Самое удивительное, что в русских летописях люди, которые занимались каменным строительством, именовались очень интересным термином: "свободные каменщики". То есть они были не крепостными, не чьими-то крестьянами, а люди, которые имели право переходить от хозяина к хозяину. И строительство тогда на Руси велось ровно так же, как в Западной Европе, и как в Европе у масонов были ложи, на Руси были "артели свободных каменщиков", то есть практически такие же ложи. То есть, по сути, масонская ложа - это не что иное как бригада строителей...
Официально масонство на Руси датируется с 1731-го года; первая ложа была открыта в 1750-м году (она называлась "Ложа молчания"). Вот об этом масонстве говорят, пишут книжки, - это так называемое "спекулятивное масонство", которое к строительству не имеет никакого отношения. Зато то самое "оперативное" масонство - ложи, гильдии каменщиков - люди, передававшие свое искусство класть кирпич на кирпич не в метафорическом, а в самом прямом смысле...
В конце концов, картину может написать дилетант (замечательный Пиросмани), музыку может создать дилетант, а вот архитектурой дилетанту заниматься невозможно - этому нужно долго учиться. А во всех гильдиях, во всех закрытых цехах секреты посторонним не передавались - только от мастера к ученику, от ученика - к подмастерью. То есть это система, которую нам выдают за систему тайных орденов и тайных лож. Ученик - подмастерье - мастер - великий мастер...Нормальная иерархическая структура обучения...