Тема нашего эфира - тоталитарное искусство как
явление социальное, общественное и политическое в жизни многих, надо
сказать, выдающихся народов планеты. Наш собеседник - доктор
искусствоведения, научный сотрудник Научно-исследовательского института
теории и истории искусств при Российской академии художеств Юрий Петрович Маркин...
Тема тоталитарного искусства интересна нашей аудитории в контексте
развития того, что кто-то по-прежнему называет искусством, и не только в
России. В 1937-м году на Всемирной парижской выставке было два
знаменитейших павильона: немецкий (германский) и советский; советский
представляла знаменитая скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница".
Юрий Петрович согласился ответить на некоторые вопросы, разъяснить смысл
и предназначение тоталитарного искусства и, возможно, дальнейшую судьбу
его экспонатов.
- Итак, 37-й год, Всемирная выставка в Париже. Многие знают, что там
возникло какое-то соревнование, которое с сегодняшних позиций, возможно,
выглядит не вполне серьезно: Адольф Гитлер и Иосиф Сталин пытались
утвердить свое превосходство, используя в качестве аргументов
выставочные павильоны...
МАРКИН: Все, пожалуй, и так, но с небольшой оговоркой. Я вернусь к
36-му году, - он тоже знаменательный. В России в 36-м году была принята
сталинская конституция, которая по форме выглядела самой демократичной в
мире. А в Германии в 36-м году состоялась XIII-я олимпиада, на время
которой Германия постаралась приобрести наиболее лицеприятный внешний
фасад, потому что многое развивалось на этой олимпиаде совсем не по
сценарию устроителей, и Гитлера, в частности. Тем не менее, Германия
была достаточно приветливой страной и для спортсменов европейских стран,
и Америки.
И вот этот контекст, в общем, лживый и фальшивый, был использован и для
оформления экспозиций выставки. Начать хотя бы с того, что даже само
расположение этих двух павильонов напоминало некую театральную
мизансцену: оба павильона почти сталкивались лбами на очень узкой
площадке вдоль Сены. Они располагались фасадами друг к другу, но, самое
главное, оформлены они были соответственно.
Советский павильон был явно более качественным как архитектурный
организм; его архитектором был Борис Иофан. Он имел форму ступенчатого
постамента, по которому как бы взбегали вверх "Рабочий и колхозница" из
нержавеющей стали. И это было явно адресовано противостоящему павильону
как посыл угрозы или даже нападения (я снова возвращаюсь к ситуации
театрализованной мизансцены).
А немецкий павильон казался, соответственно, эдакой нерушимой стеной,
щитом; вход охраняли два огромных шестиметровых бронзовых арийца, тоже
чрезвычайно эффектных, а на его верху, на шестидесятиметровой высоте,
раскрывал крылья огромный десятиметровый орел. И самое главное -
германский павильон оказался на двадцать метров выше нашего, и этот орел
как бы нацеливался клевать макушку "Рабочего и колхозницы".
Эта, возможно, несколько упрощенно переданная мной диспозиция
действительно отражала соревновательный характер, стремление выглядеть
как можно более интересно и в то же время значительно...