Что такое посвящение (инициация) в различных культурах, традициях, и как
люди воспринимают эти понятия сегодня? И что вообще такое "человек
посвященный"? Наш собеседник - директор Центра практической психологии,
кандидат философских наук, академик РАЕН, исследователь эзотерических учений и
духовных практик Сергей Юрьевич Ключников...
Помимо того, что Сергей Ключников сам практикует и объясняет различные
психологические загадки и феномены, он еще и издатель: одно из последних его
изданий - книга Рене Генона "Заметки о посвящении". Обозначу
несколько главок, чтобы мы поняли, о чем нам предстоит говорить:
"Инициатические центры", "Магия и мистицизм", "Ритуал
и символ", "Граница мышления"...
- Сергей, имя Рене Генона мы упоминали неоднократно; возможно, слушателям
знакомо это имя, но они не вполне четко представляют, кто это...
КЛЮЧНИКОВ: Рене Генон - французский мыслитель-традиционалист; он начинал
свой духовный путь как последователь оккультизма, но потом разочаровался в этом
направлении. Он искал подлинных духовных сакральных знаний в современной ему
европейской духовной культуре (конец XIX- начало XX-го века), но не нашел, хотя
в это время существовало множество школ, традиций и систем. В конце концов он
порвал с католицизмом, принял ислам, уехал в Каир и умер там уже в качестве
шейха.
Но Генон был не простым мусульманином, и даже не традиционным суфием, который
занимается только исламом. Его очень интересовало сравнительное религиоведение,
его интересовало сакральное ядро различных традиций. Он написал много книг и
считал, что проблема современного времени - недостаточная духовная
квалификация, исчезновение духа подлинности. Он стремился воспитать подлинную
интеллектуально-духовную элиту. Он издавал журналы, к нему приезжало много
людей; из каирского уединения он достаточно серьезно влиял на многие умы, был
достаточно известным человеком...
- Его можно назвать посвященным? Коль скоро книга называется "Заметки о
посвящении", предполагается, что он что-то знал...
КЛЮЧНИКОВ: Не просто знал, а был: посвящение - не просто некое
теоретическое информативное знание, скажем, о каких-то сакральных духовных
системах, учениях, знаниях и символах, - таких людей в современном мире много.
Но это еще и духовная квалификация, владение собой, пробуждение скрытых сил
организма и психики. Это полная внутренняя реализация, прямое восприятие истины
плюс знание различных обрядов, систем и тайн, которые позволяют человеку быть в
этом потоке и распознавать истину, что Генон блестяще демонстрировал. Он мог
всегда отличить подлинное учение от не подлинного.
- Само слово "посвящение" вызывает ассоциации с коленопреклоненным
человеком, целующим мантию, знамя либо перстень и получает либо мечом по плечу,
либо проходит через какой-то ритуал. То есть посвящение - какой-то ритуал,
последовательность событий, по которому человека ведут, или же, кроме того, еще
и некий процесс обучения?
КЛЮЧНИКОВ: В посвящении присутствует несколько моментов. Само слово
"посвящение" (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение)
означает "начинать", "посвящать". В современном мире при
слове "инициация" чаще у людей возникает первый смысл - "начать":
инициировать какой-то процесс. С точки зрения сакральной посвящение включает в
себя такие моменты как квалификация, - высокое духовное мастерство; мастер -
это человек, который действительно владеет собой, владеет системой знаний и
системой их передачи. То есть это мудрый многоопытный человек.
Кроме того, человек, практически владеющий этими силами, передает духовное
влияние через конкретную систему ритуалов и через организацию - центр. Наконец,
это еще и внутренняя работа самого человека по овладению этими знаниями, этими
практиками, которые раскрывают у него прямое глубинное восприятие...