Дмитрий Витальевич Макаров (мы будем называть его Ахмад Хаджи),
– ответственный редактор серии энциклопедических словарей "Ислам в РФ",
руководитель отдела по работе с общественными организациями и
мигрантами ДУМЕР, публицист, член Экспертного совета при Совете муфтиев
России; беседу с ним мы начали в предыдущей программе "Неизвестной
планеты".
- Итак, предпримем очередную попытку
разобраться со священными книгами человечества. Наш гость поможет нам
понять Коран, священную книгу для миллиардов людей на нашей планете.
Среди понятий, которые приходят в голову немусульманину, человеку,
принадлежащему, скажем, к западной цивилизации, и регулярно читающему
газеты, самое устрашающее - джихад. В представлении большинства людей -
некая священная война против неверных, которая позволяет миловать и
казнить. Но что такое джихад в каноническом определении самого корана?
Ахмад ХАДЖИ:
Собственно, джихад в арабском языке - это усилие. Джихад в понятии
"война" - это то, что называется "малым джихадом". То есть существует
"большой джихад", - согласно словам пророка Мухаммеда, самый большой
джихад - с собственной душой. Потом - джихад с шайтаном, то есть с
дьяволом, и третий - джихад с противником. Так вот, первый джихад - это
джихад с собственной душой, с собственным эго, - собственно говоря,
усилие над самим собой. И самое сложное, кстати говоря...
- Какого рода действия (или не-действия) подразумевает этот вид джихада у мусульман?
Ахмад ХАДЖИ: Самоустранение от всевозможных соблазнов, - прелюбодеяний, алкоголя... Соблазнов огромное, колоссальное количество...
- А они каким-то образом перечислены в тексте корана?
Ахмад ХАДЖИ:
Да, конечно. Ну, вот хотя бы: "вам запрещены мертвечина, кровь, мясо
свиней и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, а также гадание по
стрелам; все это есть нечестие..."