Любопытная тема: формирование управленческих традиций в
Китае. Все с большим интересом наблюдают за происходящим в этой стране, но на
самом деле очень немногие действительно понимают, что там происходит. Автор
программы пригласил в эфир философа, писателя, знатока Китая Бронислава
Виногродского, а поводом послужил выход новой книги Виногродского
"Менеджмент в китайской традиции".
- Итак, знают ли китайцы что-то такое, что неведомо управленцам в других
странах, будь то в Англии, Соединенных Штатах или в России, что позволяет Китаю
столь бурно развиваться? И что составляет основную идею новой книги?
ВИНОГРОДСКИЙ: В принципе, конечно, управленческие традиции обязательно
существуют в любой стране. Другое дело, насколько, к примеру, в России
управленческие традиции сформировались под влиянием других стран. Мы сейчас в
основном формируем управление под влиянием европейских и американских моделей
корпоративного толка, в общем в значительной степени потеряв свои подходы. Тогда
как Китай, несмотря на то, что в период реформ очень серьезно включил
интеллектуальные силы Запада и стал отстраивать экономику по западным
технологическим моделям, тем не менее на невидимом глубинном слое он умудрился
сохранить собственную систему управления.
Это связано в первую очередь с представлениями о том, кто управляет, чем
управляет, с помощью чего управляет. То есть это представление о человеке, о
способах человеческих взаимоотношений, это философия власти, понимание
организации процессов людских сообществ во времени и, конечно же, каждая страна
имеет свою управленческую школу. Потому что сообщества управлялись, по крайней
мере, последние тысячи лет разным образом, и люди применяли там определенные
типы описаний того, как нужно управлять.
Что касается иерархии, - обязательно есть некая теоретическая школа, и в данном
случае я связываю управленческую традицию с характеристиками управленческого
ума. Есть китайское присловье: когда ты управляешь семьей, когда ты управляешь
уездом и когда ты управляешь страной - это разные вещи, разные уровни
координации процессов. Во-первых, для того, чтобы управлять собой, нужно иметь
какой-то опыт, - ведь, родившись, ребенок еще не умеет управлять собой.
Подавляющее большинство людей научается управлять собой в каких-то ограниченных
масштабах. Немногие управляются с семьей, чтобы это приносило им полное
удовлетворение и благие результаты. А уж говорить об успешных управленческих
действиях, которые благоприятны и для правителя, и для управляемых, в крупных
масштабах вообще сложно. Поэтому Китай привлек мое внимание с этой точки зрения
тем, что весь Китай как страна строился на науке управления. Мы знаем, что в
течение буквально нескольких тысяч лет существовала система государственных
экзаменов. Собственно, вся система образования в Китае была подчинена идее
воспитания управленцев. Там всегда была система государственнго образования, -
уже Конфуций учился в государственной школе! И изначально учили именно
управленцев...