Зачем и почему существует искусство в XXI-м веке? Разобраться в этом вопросе нам помогают Виктор Шкулев, издатель, бизнесмен, и художник Сергей Герасимов, создавшие в Москве художественную студию. Сами гости считают, что, поскольку современное искусство уже основательно коммерциализировано, галереи закрываются, - достаточно вспомнить хотя бы Марата Гельмана или Айдан Салахову, которые официально объявили о завершении своей деятельности в России. С другой стороны, - очереди на выставку Серова или шедевров Ватикана... И это не удивительно...
Виктор Шкулёв: В приобщении человека к искусству - несколько стадий. Первая - посмотреть, поудивляться, быть причастным. Многие заканчивают на этом этапе, но кто-то переходит в категорию коллекционеров. Конечно, коллекционирование - страсть, но она тоже развивается. У нас в стране сейчас явно большой интерес к искусству, - Серов показал, что в этом отношении у нас революция, да и Пушкинский музей - а в последние годы каждая выставка в Пушкинском - большая удача. Вот здесь мы видим огромные очереди.
С моей точки зрения, это объяснимо: у нас сокращаются возможности выезда за рубеж, где какая-то часть нарождающегося среднего класса раньше решала для себя задачу увидеть что-либо интересное. Сейчас турпоток сократился, - мы видели это уже в прошлом году. Думаю, в предстоящие большие каникулы мы увидим тот же феномен: москвичи и гости столицы остаются в Москве и идут на выставки. Что же касается коллекционирования, - здесь другое. Если страсть очень сильна, она успешно борется с достатком; если же страсть так себе, то в условиях дефицита капитала искусство "встает в очередь"..
- Но народ все равно интересуется Рафаэлями?
Сергей Герасимов: .Народ уже интересуется красивым и настоящим. В этом я вижу начинающуюся "ломку". В середине XX века искусство пошло в массы, стало доступным, особенно с появлением поп-арта. То есть искусство стало доступно для понимания и даже производства... Мир, с одной стороны, усложнился технологически, а с другой - очень сильно упростился для понимания. В таком мире профессиональный художник всегда чувствовал себя плохо. В этом мире вопрос, а зачем вообще нужно искусство, встает в полный рост...
Люди перестали составлять мнение самостоятельно, перестали делать выводы. Мы должны сначала услышать чье-то мнение, а потом его тихо на себя наложить. И искусство этим воспользовалось: оно стало диктовать условия и художникам, и публике...