Тема этой передачи - философия Чжуан-цзы, одного из
величайших древнекитайских философов, которая датируется IV-м веком до н.э., и
книга, которую переводил и комментировал Бронислав Виногродский, один из
ведущих специалистов по Китаю, философ и автор интереснейших книг...
- Обращает на себя внимание уже первая глава книги - "Бессмысленные
гуляния"...
ВИНОГРОДСКИЙ: Эту главу еще переводят как "Вольные гуляния";
это выражение является в китайской традиции символом вольности, способности
мудрого человека следовать течению не каких-то внешних установок, навязанных
ему целей, а внутренним движениям своего духа. Надо сказать, что Чжуан
располагается вообще особняком, - он невероятно красив, и в китайской и мировой
культуре его можно сопоставить разве что с Платоном, пусть даже и очень
приблизительно. То есть Платон тоже очень красив по языку; диалоги Платона с
учениками изящны, в них видна красота мысли.
Чжуан виртуозен даже по сравнению с Платоном; Чжуан-цзы - это стиль. И в этой
книге, когда я ее переводил, даже в ущерб достоверности я пытался добиться
звучания каждой фразы. То есть я в основном редактировал...
- Но он же говорит в основном притчами...
ВИНОГРОДСКИЙ: На самом деле это вообще особый жанр. Впервые я читал
Чжуан-цзы в двадцать один год и был потрясен: это перевод Любови Позднеевой. В
принципе моя книга - наверное, третий перевод Чжуан-цзы на русский язык из
достаточно целостных (я его перевел не полностью, а только часть, которая носит
название "Внутренние главы".) Есть еще перевод Владимира Малявина, и
надо сказать, что эти три перевода различаются очень сильно, и в первую очередь
- по звучанию, стилистике, звуку, по основной ноте. То есть для меня каждая
фраза Чжуан-цзы упругая, наполненная...
Он говорит об относительности идеальных схем этого мира, о том, что сознание и
знание представляют собой определенные сущности, которые можно изучать и
исследовать так же, как и внешнюю среду.
- Одна из глав - "Истинное знание истинных людей": "Как же
разобраться, что знание, названное мной небесным, не является человеческим, а
то, что названо человеческим знанием, не является небесным?" И еще пара
фраз: "Когда ты такой, истинный человек, - не жалеешь об упущенных
возможностях, не гордишься собой, если сделал нужное действие. Когда ты такой -
поднявшись высоко, не испытываешь страха. В воде не мокнешь, в огне не горишь,
и только с таким знанием движешься вверх и выходишь на путь, чтобы стать
таким"... Абстракция?
ВИНОГРОДСКИЙ: Нет, абсолютно не абстракция. Основателем даосизма
является Лао-цзы, а Чжуан-цзы - как бы второй по значимости текст. Здесь надо
понимать, какова была основная цель даосизма. А основной целью даосизма было
достижение физического бессмертия...