Колесо жизни (Андрей Зиновьевич Синельников)


Загрузить mp3-файл

Поговорим о многочисленных праздниках, сопровождающих нашу жизнь, причем не о политических праздниках, а о тех, что связаны с самим процессом жизни человека и человечества в целом. У нас в гостях - Андрей Зиновьевич Синельников, писатель, исследователь, режиссер-документалист...

- Большинство традиционных праздников, существующих во всех традициях и у всех народов мира, связаны, насколько я понимаю, все-таки с природной цикличностью: восход - закат, весеннее солнцестояние... И все это связано, как у нас принято считать, с язычеством. Что же такое язычество, откуда взялось это слово и понятие, и что оно на самом деле подразумевает?

СИНЕЛЬНИКОВ: В общем-то, это действительно связано с язычеством. И мы вспоминаем об этом в том числе и потому, что во всем мире, особенно в России, началось некое возрождение язычества. Вообще само слово произошло от славянского термина "языцы" (народы). Отсюда, язычество - это народная вера, вера самых древних времен. Эта вера действительно была народной, потому что с древнейших времен люди верили в природу, обожествляли все, что их окружало, и все считали живым - камни, деревья, огонь, воду, ветер... Во всем этом жили духи - духи природы, духи предков.

Впрочем, вера эта не такая древняя, как нам кажется. Тот же самый Бернард Клервоский, идеолог и вдохновитель военно-монашеских орденов, в своем обращении к рыцарству начинал его так: "Я поклоняюсь дубам и букам..." Великий христианский просветитель поклонялся дубам и букам! То есть еще в то время (Средневековье, XII-й век) это не считалось ересью, и человек обращение к христианскому рыцарству мог начать с таких слов...

Язычество делило мир, скажем так, на три части: явь - явный мир, в котором мы живем, навь - неявный, невидимый мир, в котором жили духи ушедших предков, героев (люди не считали, что они умерли и пропали навсегда: они ушли и вернутся, когда возникнет необходимость). Третьей часть мира была правь - система неких моральных устоев, законов, которая распространяется и на явь, и на навь. Отсюда - знаменитые правды: "Ярославская правда", варварские правды - законы прави.

Таково было трехчастное деление мира. А праздники опирались на то, что явно видно в яви, то есть на виртуальные смены чего-то, на то, что называется "коловорот": свет - тьма (день - ночь; малый коловорот); лето - зима (средний коловорот, - холодно - тепло). Большой коловорот подразумевал жизнь - смерть (живем в яви - живем в нави). Именно так это подавалось в язычестве: пока коло (колесо жизни) крутится, жизнь продолжается. Жизнь прекратится, как только прекратится вращение колеса...

EN