В этой программе мы попытаемся разобраться со способами мышления
современного человека - западного, восточного, да и любых других людей,
обитающих на нашей планете. Поможет нам в этом Бронислав Виногродский,
философ, писатель, один из ведущих российских китаистов, человек, с
которым "Неизвестная планета" постоянно сотрудничает, и который
постоянно размышляет на подобные глобальные темы...
- Итак, современное мышление и его три источника: как и откуда оно возникло?
ВИНОГРОДСКИЙ: Ну да, мы же все уверены, что все научились думать
вместе с нами, а мы научились думать в университетах, школах, в семьях, в
общении. Но при этом мы крайне редко рассматриваем саму возможность
понять, каковы источники и корни этого явления, есть ли какие-то
ограничения в "думании", и из каких частей оно состоит. На какие матрицы
мы опираемся, на основании чего мы выносим суждения. Я долго-долго в
этом разбирался, - ты же знаешь, что я занимаюсь в основном в первую
очередь "Книгой перемен" как раз как технологией научения людей думать
определенным образом и с определенной эффективностью.
В конце концов я понял, что так называемая современная мыслительная
парадигма основывается на трех основных единицах. Это древнееврейский
набор текстов, который называется Тора (Пятикнижие Моисея), индийские
Веды, написанные на санскрите, и китайское Пятикнижие Конфуция, в основе
которого и лежит "Книга перемен". Я понял, что они по-разному формируют
отношение к жизни, к ценностям, потому что, в приницпе, ценности у
людей фактически одни и те же, а вот способы оперирования этими
ценностями, способы описания того, как надо переживать нравственные
чувства, разные. А переживание нравственных чувств тоже рассматривается
как способ управления потоками обстоятельств, в зависимости от того,
насколько честно ты живешь, насколько ты переживаеь понятия чести,
совести, правды, искренности, доверия.
В зависимости от этого человек, проявляя те или иные отношения, -
скажем, не предавая доверия, сохраняя честность, верность своим идеалам,
- формирует поток обстоятельств. То есть, по сути дела, эти три книги -
Тора, Веды и Конфуций ("Книга перемен"), - при этом отличаются.
Подавляющее большинство людей, зная "Книгу перемен", считают ее книгой
гадательной, и я хочу сказать, что удивительным образом может быть,
только сейчас пришло время и возможность сравнить эти тексты; мне
кажется, до настоящего времени было недооценено дальневосточное
(китайское) наследие, и "Книга перемен" была непонятна, она не была по
достоинству оценена. В ней очень трудно разобраться. С моей точки
зрения, трудно разобраться и в Ведах, и в Торе, но для современного мира
они значительно привычнее...