Зачем существует музыка, и возможна ли музыка без автора, а в нашей современной жизни - музыка без кино? Наша гостья - Вера Таривердиева, супруга Микаэла Леоновича Таривердиева, который сам является целой эпохой в жизни Советского Союза и России. Большинство произведений Таривердиева ассоциируются с фильмами, но что такое Таривердиев для нашей собеседницы сегодня - кино, музыка, близкий человек, эпоха?
Вера ТАРИВЕРДИЕВА: Для меня Микаэл Таривердиев - это мир. Мир, очень знакомый, с одной стороны, но, с другой, - Микаэл Леонович не перестает меня поражать, удивлять, трогать: этот мир открывается постепенно, он требует времени для общения с ним. как, скажем, большой роман: его нельзя прочесть как смс-ку...
- Микаэл Таривердиев родился в 1931-м году, а умер в 1996-м. Молодежь уже не знает, что такое 31-й год, и даже с трудом представляет себе, что такое 96-й.
Вера ТАРИВЕРДИЕВА: Дело в том, что люди наделены фантазией, они имеют возможность общаться и жить не только сейчас, - они имеют возможность перемещаться во времени, - это привилегия, фантастическая возможность человека. Если говорить о принадлежности Микаэла Леоновича эпохам, он, без сомнения, принадлежал своему времени. А ключевое время в его жизни - это 60-е годы: он их очень любил, был востребован и был понят. Хотя, быть может, пик его популярности приходится на 70-е годы. Но услышан он был именно в 60-е, он был культовым композитором этого поколения. Для него очень важны были те либеральные моменты, наступившие в период "оттепели" в стране, надежды, .которые он очень остро чувствовал именно в это время: это стало ключевым ощущением в его жизни.
Но Микаэл Леонович принадлежит и многим другим эпохам. Даже те, кто знает только его музыку из фильмов, например, мелодию из "Иронии судьбы", они осознанно или интуитивно понимают, что музыка интонационно и по мироощущению связана с барокко. Как и вся музыка Таривердиева несет в себе отпечаток связанности с баховской, барочной интонацией...Это неоднократно отмечалось и музыковедами, и критиками, да и не надо быть специалистом, чтобы это услышать...
Вера Таривердиева: "Микаэл Леонович раздражался, когда его творчество ассоциировали только с фильмом "17 мгновений весны". Он не понимал этого, ведь музыка без видео воспринимается иначе. Таривердиев подарил кинематографу не просто мелодии, а драматургическое мышление серьезного академического композитора. Его музыка создавала атмосферу фильмам…"