В программе «Неизвестная планета» ведущий Андрей Мартынов
беседует с человеком, который в последнее время изучает вместе с коллегами по
проекту «Неизвестная планета» старинные
русские монастыри. Это известный писатель, исследователь, главный редактор
журнала «Живое время» Андрей Синельников.
Наш гость совершил несколько экспедиций по северу России. Мы попытаемся
узнать у него, как обстоят дела с сохранностью самых древних монастырей на
Руси. Каковы были маршруты поездки, в которой участвовала съемочная группа
проекта «Неизвестная планета»?
СИНЕЛЬНИКОВ: Первый наш маршрут был по Владимиро-Суздальской Руси,
которая была создана, по сути, Андреем Боголюбским, сыном князя Юрия
Долгорукого, основавшего Москву. Путь наш пролегал через Переславль-Залесский,
Ярославль, Ростов, Владимир, Суздаль. Мы поехали в эти известные города с
одной-единственной целью – посмотреть соборы XII века, которые еще остались в
целостности и сохранности. Потому что практически нигде, кроме Новгорода и
Владимиро-Суздальской Руси, соборов этого века не осталось вообще.
- В каком виде они сейчас и каковы были ваши впечатления от увиденного?
СИНЕЛЬНИКОВ: Впечатление двоякое. Часть соборов подверглась
реконструкции, реставрации, восстановлению, в том числе знаменитые соборы в
Суздале и Владимире. В общем, от них ничего не осталось, кроме стен. Часть
соборов сохранилась в очень даже хорошем состоянии. Во-первых, мы с удивлением
осмотрели первую столицу Юрия Долгорукого; это не Владимир и не Переславль, как
мы привыкли считать, и даже не Москва, а Кидекша под Суздалем. И в ней остался
первый собор, который был построен Юрием Долгоруким, - собор Бориса и Глеба. Он
в удивительно сохранном состоянии, его еще не коснулась рука реставратора.
Часть же монастырей реставрируется, сбиваются старые фрески, стены делаются под
евроремонт. Такая вот тяжкая участь у них. С другой стороны, то, что
возвращается церкви, начинает приобретать свой первоначальный вид и
возрождается просто на глазах. Часть монастырей и соборов возрождается, они
поднимаются как из пепла. Это тоже очень интересное наблюдение.
Но оказывается, что не только в наше ближайшее время так с ними расправлялись.
Вот, например, судьба знаменитого Георгиевского собора в Юрьеве-Польском,
который назывался «Книга мира», потому что на его стенах была рассказана вся
история мира. До Екатерины II собор был двухэтажным, а при ней «Книгу мира»
разобрали и переложили, как было надо великой императрице. И он стал
одноэтажным.
Кроме поездки по Владимиро-Суздальской Руси Андрей Синельников проехал по
Соловецкому пути. Мы сейчас поговорим о версиях, которые существуют
относительно монастырей. Вообще, чем были монастыри в те времена, когда они
закладывались, строились и обживались?
СИНЕЛЬНИКОВ: После Владимиро-Суздальской Руси возникла мысль проехать по
Соловецкому пути, потому что этот путь очень странный, удивительный и
непонятный. Он шел от Москвы на самый север – на Соловецкие острова. И весь он
трассируется монастырями. Маршрут его всем очень хорошо известен: это
Александровская слобода (г. Александров), Переславль, Ростов Великий,
Ярославль, Вологда, Белозерск и дальше на Соловки. И по всему маршруту стоят
монастыри, совершенно удивительные, уникальные и загадочные. Более мощных
средневековых сооружений во всей Европе, не говоря уже о Руси, больше нет.
Высота стен в период расцвета Белозерского монастыря – 5 метров, а высота башни –
более 40 метров.
Этот монастырь крупнее и больше, чем московский Кремль.
- Кирилло-Белозерский монастырь – это под Череповцом?
СИНЕЛЬНИКОВ: Да. Совершенно уникальный монастырь. Достаточно сказать,
что в его стенах располагалось 700 стенных келий, в которых жили 700 монахов,
которые могли в течение двух минут занять свое место на стене по боевому
расчету. И это только стенные монахи. Кроме того, были еще две кельи, в которых
жило помногу монахов, которые также могли занимать свои места по боевому
расчету. Получается, что это была самая крупная армия Европы.
- Так это были монахи или воины? Монастырь или крепость?
СИНЕЛЬНИКОВ: В принципе, это была крепость, и монахи были воинами.
Наглядный пример того, что они были воинами, показывает история с Соловецким
монастырем. Уже во времена Екатерины II (XVIII век) соловецкие монахи не
приняли её как императрицу и не пожелали ей подчиниться. Тогда она послала туда
настоящее обученное войско на кораблях. Осаду Соловки выдерживали два года, и
так в принципе и не были взяты этим войском. Вот такие это были монахи!
- Судя по всему, изначальное предназначение монастырей – это укрепленный
форт, крепость. Для чего – защиты, колонизации?
СИНЕЛЬНИКОВ: В этом-то и заключается загадочность монастырей, потому что
все они расположены в таких местах, в которых никогда не было войн вообще за
всю историю Руси. Более того, никогда не было враждебного окружения вокруг этих
монастырей. То есть им не от кого было защищаться, но главное – нечего было
защищать. Соловецкий монастырь находится на Соловецком архипелаге, который
практически расположен на Полярном круге в Белом море, и вокруг него, кроме
нерестилищ белуг, ничего вообще нет. А Кирилло-Белозерский монастырь находится
даже не на Белоозере, а в 25
километрах его южнее, и практически тоже ничего не
защищает. Никакого узла дорог не держит, никакого водного узла не держит.
- Что говорят по этому поводу экскурсоводы и что написано в путеводителях?
СИНЕЛЬНИКОВ: Экскурсоводы выдвигают такую версию: данный монастырь был
перестроен. В том виде, в котором существует сейчас, монастырь был построен по
указу Алексея Михайловича Романова (Тишайшего), второго царя из рода Романовых.
И строил он его как свой бункер на случай, если в государстве Российском будет
восстание или мятеж против власти. Это середина XVII века. Но, учитывая то, что
Алексей Михайлович (Тишайший) так полюбился народу на Руси, никаких восстаний
не было в период его правления, поэтому монастырь как запасной бункер не
потребовался и остался в таком виде, в каком пребывает и сейчас.
- Какова официальная дата возникновения Кирилло-Белозерского монастыря?
СИНЕЛЬНИКОВ: Считается, что возник монастырь в эпоху Ивана Грозного в
XVI веке.
- Понятно, первая версия – это крепость…
СИНЕЛЬНИКОВ: Это единственная версия относительно Кирилло-Белозерского
монастыря.
- В Западной Европе уверены, что монастыри были своего родами центрами обучения,
университетами того времени.
СИНЕЛЬНИКОВ: Да, есть такой забавный эпизод в жизни всех монастырей. И в
Соловках, и в Валаамском монастыре – своего рода центре православия на севере,
и в Кирилло-Белозерском монастыре монахи очень долго занимались селекционной
работой. Они умудрялись выращивать виноград, арбузы, дыни в условиях Полярного
круга. Сейчас опять восстанавливают эти навыки. Это известно из летописей,
монастырских записей, существует описание подобной селекционной работы. На
Валааме сейчас начинают выращивать виноград, уже вырастили виноградную лозу.
- То есть, монастыри были какими-то сельскохозяйственными станциями для
экспериментов по селекционной работе. В них проводились какие-то научные опыты,
или это была обыденная жизнь?
СИНЕЛЬНИКОВ: В монастырях проводилась масса научных экспериментов. На
Соловках был кирпичный завод, который выпускал свой кирпич. Этот кирпич
настолько интересен, что когда мы пытались получить образцы этого кирпича, то
алмазная пила не смогла его взять. Только в прошлом году образцы все-таки были
взяты и отправлены в российские НИИ. Рецепт изготовления такого кирпича утерян,
и секрет его пока не разгадан.
На Соловках монастырские также сделали водопровод, который был проведен по всем
Соловкам и состоял из деревянных труб. Это были 11-метровые стволы деревьев,
которые сверлились непонятно каким образом насквозь. Они сохранились до
настоящего времени, лежат, сохранились, живые.
- Когда это могло происходить?
СИНЕЛЬНИКОВ: Последний раз этот водопровод, как говорят, делали где-то в
XVII веке.
- Если это и не университеты в западноевропейском понимании, но все равно в
монастырях на севере России должны быть библиотеки?
СИНЕЛЬНИКОВ: Да, библиотеки были, и даже известно, когда они пропали. Из
Валаамского монастыря библиотека пропала после того, как Валаамский архипелаг и
монастырь на нем отошел от Финляндии к России после победы Советского Союза в
советско-финской войне в 1939 году. Тогда монахи ночью ушли на лыжах из
монастыря на финскую территорию по льду Ладоги и увезли с собой библиотеку,
основав в Финляндии Новый Валаамский монастырь, и какое-то время библиотека
была там. Но сейчас ее следы утеряны.
А насчет библиотеки Соловков доподлинно известно, когда в Соловецком монастыре
был сделан знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), с которого
начался ГУЛАГ (это был 1923 год), то там было основано Соловецкое научное
краеведческое общество, которое занималось изучением библиотеки, сбором музея.
На Соловках очень известные люди сидели – академики Дмитрий Лихачев,
Флоренский, Чижевский. В том числе был и такой Николай Николаевич Виноградов,
который получил три года. Бывший священник Костромской губернии, он был научным
секретарем этого краеведческого научного общества, отвечал за музей и
библиотеку. Отсидел он два года и еще год работал вольнонаемным на Соловках. А
в 1932 году, когда оттуда уезжал, он забрал всю библиотеку и весь музей и вывез
всё в Карелию. Виноградов – первый карельский академик, в 1938 году он был
расстрелян, и судьба музея и библиотеки Соловецкого монастыря до сих пор
остается покрытой мраком. Ее где-то в Карелии надо искать.
- А это не есть мифическая библиотека Грозного?
СИНЕЛЬНИКОВ: Есть версия, что не в Соловках, а в Кирилло-Белозерске как
раз библиотека Грозного была упрятана. А вывезена она был туда Алексеем
Михайловичем, когда тот хотел основать свой бункер.
- Вы побывали почти во всех монастырях. При их строительстве использовались
одни и те же технологии, видна одна и та же школа?
СИНЕЛЬНИКОВ: Школа – да, а вот технологии строительства были совершенно
разные. Соловецкий монастырь так же, как и Старая Ладога, – это валунное
строение, крепость, построенная из больших валунов. Больше во всем мире
подобная технология строительства нигде не применялась. Единственная еще есть
подобная крепость – это крепость Карела, она тоже построена валунным способом.
Остальные монастыри созданы при помощи более современных технологий и с помощью
кирпича. Дату строительство можно очень точно установить, потому что кирпич
использовался обычно стандартный. Современный кирпич получил свой стандарт при
Екатерине Великой в XVIII веке. И с тех пор у него такой стандарт. До нее был
кирпич, стандарт которого ввел Борис Годунов. Называется он «годуновский»
кирпич. Он чуть толще современного кирпича, но такой же длины и ширины. А до
Годунова был так называемые «грозненский» кирпич. Он был больше по своим
размерам: и шире, и длиннее, и толще. По кирпичу сразу можно разграничить время
строительства – XV, XVI или XVII век.
- Каких больше построек сохранилось?
СИНЕЛЬНИКОВ: Конечно, из современного кирпича. Но есть церкви и
монастыри, в которых ясно видно три вида кирпича. И даже видно где что
реставрировали, добавляли, и с какого места начинали строить, то есть с
большого кирпича.
- Где это можно наглядно увидеть.
СИНЕЛЬНИКОВ: В Ростове Великом есть такой Авраамиев монастырь. Там стоит
собор, который построил Иван Грозный в честь взятия Казани. Он старше на два
года Василия Блаженного, вообще это первый монастырь в честь взятия Казани. Там
просто реально видно, что строил его Иван Грозный, потому что применялся
«грозненский» кирпич. А по тому, что к нему пристраивалось, сразу видно, что
происходило это во времена Годунова и Екатерины.
- А как архитектурно различаются монастыри?
СИНЕЛЬНИКОВ: В монастырях и соборах есть одна интересная деталь. У всех
нас отложилось в голове, что Русь крестилась огнем и мечом. Так вот, эта деталь
полностью опровергает утверждение о крещении Руси огнем и мечом. Это наличие
так называемого «синь-камня» или «валуна Велеса» практически во всех старых
церквях. То есть там, куда приходило православие изначально. Наглядно это
хорошо видно в Переславле-Залесском. Там стоит собор, в котором Дмитрий Донской
крестил сына, Александр Невский просто родился. Там Иван Грозный просил права
на царство, а Петр Первый молился за царство. Говорят про собор, но когда
спрашиваешь, то сами гиды, не стесняясь, говорят, что все это происходило не в
соборе, а рядом, где лежит валун, «синь-камень». «Синь-камень» - это настоящий
камень иссиня-черного цвета, напоминающий маленького медвежонка, лежащий прямо
рядом с собором. Размер его где-то 2 на 1,5 метра. Точно такой же
«синь-камень» имеется рядом с Плещеевым озером. О нем ходит легенда, что он
лежал, ему долго язычники молились, это был «камень Велеса», потом пришел
Александр Невский, скинул его с холма и поставил на его месте монастырь
Александра Невского. Монастырь был проклят волхвами, и от него даже следов не
сохранилось. А камень этот долго лежал на берегу, потом его монахи взяли,
вывезли и выбросили в озеро, но он приплыл обратно и лег на то же самое место.
Эта древнеславянская легенда-миф повторилась при большевиках в 1936 году. Они
тоже загрузили «синь-камень» зимой на телегу, вывезли на середину Плещеева
озера и выкинули его в прорубь. В 1941 году он вылез обратно на то же самое
место, откуда его забрали. Старые бабки сказали, что это к страшному бедствию
на Руси. И вскоре началась война.
«Синь-камень» до сих пор лежит на том самом месте, откуда его все время увозят,
а он все время обратно возвращается. Геофизики и геологи объясняют, что в
Плещеевом озере есть такие подводные течения, которые постоянно выносят его в
одно и то же место.
Далее А. Синельников рассказал главную легенду о Валаамском монастыре. В
России это считается былью, новгородским сказом, а в Финляндии - каноническим
текстом православия о том, как Андрей Первозванный, который был самым ближним
апостолом Христа, крестил Русь. Он также крестил Скифию и был послан самим
Христом. А крестил Скифию он так, маршрут известен. Пришел в Корсунь (Херсонес),
потом поднялся по Днепру. На месте будущего Киева поставил крест и сказал, что
здесь будет город великий построен. Потом дошел наверх до Балтийского моря, по
Неве пришел в Старую Ладогу, уже существовавшую к тому времени как город, и в
Новгород. Крестил Новгород, Старую Ладогу, уплыл дальше на Валаам, где основал
монастырскую общину. И дальше пошел на Соловки, оттуда спустился вниз по Волге,
крестил Армению, о чем армяне уверенно говорят, вернулся в Патры и был распят
на косом кресте. А так как Валаам был в свое время финской территорией, финны
четко говорили, что Валаам был заложен Андреем Первозванным. А святые Сергий и
Герман, основатели Валаамского монастыря, являются учениками Андрея
Первозванного.
- Что из этого может следовать?
СИНЕЛЬНИКОВ: Далеко идущие выводы. Во-первых, что Русь крестилась
задолго до Владимира Крестителя. Во-вторых, что Русь крестилась практически
одновременно с Западной Европой. А также то, что Русь крестилась одним из
ближайших учеников Христа, старшим братом того, кто основал церковь в Западной
Европе. Но научно это не доказано и не подтверждено никак.
В ходе двух прошедших экспедиций мы наметили обязательно провести и третью
экспедицию в район Изборска и Старой Ладоги, то есть тех мест, куда пришел
Рюрик со своей дружиной. Мы уже там с ознакомительными целями побывали,
встречались с академиком Кирпичниковым, который вложил в руки президенту России
лопату в раскопе, и взяли у него интервью. Так вот, он на 100 процентов уверен,
что Старая Ладога – это первая столица Руси. Ее возникновение он датирует
VIII-IX веками.
Норвежцы, наши северные соседи, имеют свою точку зрения. Они считают, что все
древние российские соборы достались нам от северного язычества, которое
поклонялось дракону. Поэтому на российских и норвежских древних соборах
изображены драконы-крокодилы, а чешуйчатые купола – это шкура драконов. Нигде в
мире нет чешуйчатых куполов, как в России, Норвегии, Швеции, Финляндии. Кстати,
Норвегия – это единственная страна, которая официально считается языческой. Там
всего 3 процента христиан. Они исповедуют язычество викинговского типа: верят в
Одина, Тора, драконов, дракаров и т.д. В Норвегии очень развито изучение
«северной традиции». И они русские северные земли причисляют к своей северной
традиции.
Очень интересную и исключительную версию норвежцы высказывает о наших Кижах,
известном всем соборе о 25 куполах. По канону купол ставится над иконой, а там
нет 25 икон и 25 престолов. Норвежцы говорят, что, если убрать кресты, то это
обыкновенный костер, сделанный в дереве, который на закате и на рассвете горит
малиновым пламенем. То есть, Кижи – это символический костер, сделанный из
дерева, капище. По версии норвежцев, это единственный сохранившийся в мире
ритуальный языческий костер, сделанный из дерева. Они уверены, что все
языческие храмы на севере были подобного типа.