Информационным поводом для разговора с доктором
исторических наук, профессором Российского Государственного гуманитарного
университета (РГГУ) Галиной Гавриловной Ершовой послужил выход ее книги
"В поисках бессмертия" с подзаголовком "Реинкарнация: мифы и
реальность". Таким образом, темами этой программы будут темы вечные:
жизнь, смерть, смысл жизни и, возможно, преодоление порога бессмертия...
- Каким образом профессора одного из ведущих российских вузов - РГГУ -
занимаются такого рода проблемами - бессмертием?
ЕРШОВА: На самом деле, бессмертие - тема, которой занимаются все. Если
мы вспомним интереснейшие статьи начала прошлого века профессора Бехтерева, то
одна из его статей, относящаяся к 1916-му году, носила название
"Бессмертие как научная проблема". Так что это отнюдь не новая для
научного мира проблема. Потому что сколько существует человек, столько он
мечтает о бессмертии. Ощущение того факта, что твоя жизнь - такая короткая и
конечная, всегда всем казалось чрезвычайно несправедливым. А для того, чтобы
как-то объяснить себе эту конечность и кажущуюся бессмысленность короткого
существования, человек пытается понять, что есть за гранью жизни, за гранью
смерти, вернемся ли мы еще в этот мир...
- Какой инструментарий имеет современная наука для рассмотрения этой
проблемы? На первый взгляд, проблема смерти и бессмертия для большинства людей
- это все-таки проблема религиозная или по крайней мере культурологическая, чем
научная.
ЕРШОВА: Я - историк, и для меня объектом исследований является
представления, которые имели и имеют народы мира, чтобы объяснить проблему
бессмертия. Это часть этнографии, часть антропологии; на самом деле, она вполне
вписывается в систему научных знаний. В книге я анализирую представления,
которые существовали у самых разных народов.
- То есть анализируете некие тексты? И каков свод текстов, которые лежат в
основе представлений человечества о смерти и бессмертии на разных этапах его
развития?
ЕРШОВА: Отчасти тексты. Но на самом деле первые свидетельства мечтаний о
бессмертии появляются еще за пятьдесят тысяч лет до нашей эры, когда первые
люди начали хоронить друг друга. И хоронили они по-хитрому: они ориентировали
покойника по отношению к Солнцу и пещере так, чтобы он смог вернуться.
Археологический материал дает потрясающие свидетельства того, как человек
готовился и к той жизни, и к возврату в эту жизнь.
А тексты - это достаточно поздние памятники, - что устные, что письменные.
Конечно, среди "классики" - египетская "Книга мертвых" (там
это известно больше всего). В этой книге (иногда ее называют "Выход в
сияние") описываются этапы ухода человека в мир иной, что он там делает, и
не случайно книгу эту называют основой всей египетской цивилизации.
- Многие исследователи считают, что египетская культура, египетская
цивилизация во многом основана (если не в первую очередь базируется) на
представлениях о загробной жизни.
ЕРШОВА: Это то, что больше сохранилось. Представьте: мы изучаем древнюю
культуру. Храмы разрушены, дома разрушены, цивилизация исчезла. Но могилы-то
были спрятаны, и в них все осталось точно так же, как было оставлено тясячи лет
назад. Естественно, то, что попадает в наши руки, - это наименее затронутое на
протяжении столетий и тысячелетий. Конечно, на этом основании может сложиться
несколько превратная картина...