Что представляет собой литература, в частности, великая
русская литература? Что это было и куда подевалось? Наш гость - писатель,
философ Дмитрий Евгеньевич Галковский, автор замечательной книги
"Бесконечный тупик"...
- Для школьников определение "великая русская литература" -
выражение само собой разумеющееся. А есть "невеликие" литературы?
ГАЛКОВСКИЙ: Думаю, литература стала великой где-то в конце XVIII-го
века, и период этот занял XIX-й и XX-й век. А вот сейчас великая литература,
похоже, исчезла: мир вступил в эпоху гиперинформационного общества, то есть в
эпоху всеобщей доступности, даже избытка любой информации. И в этом смысле всю
мировую историю можно разделить на три эпохи; первая - эпоха гипоинформационного
общества, когда информации было недостаточно, и она быстро терялась; отсюда -
проблемы античной культуры, когда значительная часть текстов утеряна, другая -
непонятно как найдена, и по этому поводу возникают различные спекуляции.
Затем - период информационного общества, когда то, что написано пером, не
вырубишь топором, и даже самый маленький тираж, начиная с эпохи Гутенберга, уже
фактически неуничтожим: всегда остается хотя бы несколько экземпляров, их можно
воспроизводить, и эта культура воспроизводится до бесконечности.
Наконец, в эпоху развития интернета возникла возможность многополярной оценки
любой идеологической парадигмы, и у писателя выпал из рук инструмент. Потому
что как только человек автоматически подключается к нескольким альтернативным
источникам информации, перед ним невозможно построить замкнутый мир, в который
он может абсолютно уверовать и в котором он может жить.
Так что эпоха великой литературы - это эпоха информационного общества, эпоха
книгопечатания, когда писатель может выстроить какую-то концепцию, тиражировать
ее огромными тиражами и превратиться, как говорилось, во "властителя
дум". Человека, который действительно в определенной степени влияет на
менталитет огромного слоя людей. А с подключением массовой государственной
школы - и всей нации в целом...
В России это период XIX-XX-го века, причем в XX-м веке из-за известных
политических событий это приняло крайне уродливые, гротескные формы, которые,
возможно, карикатурно выявляют суть процесса: как только власть имущие
заметили, что писатель обладает огромной популярностью, то на него сразу стали
вешать, как говорят в интернете, баннерную рекламу. Ему стали более-менее
настойчиво советовать, либо за деньги, либо за иные привилегии, придерживаться
некоей сиюминутной политической доктрины.
К сожалению, практически все писатели в той или иной степени на это купились:
писатель сам по себе - существо слабое, зависимое, и если ученый стоит на
позициях научного знания, - его даже инквизиция не может сломить до конца и
заставить утверждать, что Земля плоская, потому что это противоречит самой сути
его деятельности, то в писательстве позиций для ренегатства очень много...