Попробуем разобраться со смыслами музыки. Наш собеседник - Алексей Лундин, заслуженный артист России, первая скрипка знаменитого оркестра "Виртуозы Москвы". Итак, классическая музыка в XXI-м веке. Пишет ли кто-нибудь классическую музыку, как ее писали раньше? Есть ли у нас потенциальные Чайковские, Шостаковичи, Стравинские? Обновляется ли классическая музыка?
Алексей ЛУНДИН:
Я считаю себя сверхпроводником - ну, в идеале - сверхпроводником: я могу исполнить и передать то, что написали другие.
Классическая музыка может удержать сознание, душу от падения.
Русская культура - европейская культура. В начале 20-го века Россия была в центре нового Ренессанса. В тот момент человечество могло перейти на другой уровень существования и восприятия: был бы иной язык, человек научился бы по-другому понимать природу. Композиторы, поэты того времени уже шли в другие миры: Скрябин писал мистерию, после прослушивания которой человек становился бы другим, что-то ангельское в нём просыпалось бы. В той России в людях был уникальный по накалу и страсти творческий выплеск. Неизвестно, чем бы это завершилось. Но почему-то революция, война.
Важно знать, что Бетховен [1770-1827] и Шуберт [1797-1828] жили в одно время, хотя звучат из разных эпох. Знать, что Сальери [1750-1825] учил Шуберта и юного Листа [1811-1886]. Для нас Моцарт [1756-1791] - 18-й век, давным давно, а Лист уже практически 20-й век. А оказывается, они находятся в связи с одним композитором. Представляете: Сальери общался с классиком, а воспитал первого романтика, а потом ещё и Листа.
Зачем нужен дирижёр? Настоящий дирижёр - не тот, кто эффектно машет руками и артистично движется по сцене, а тот, кто играет на инструменте под названием "оркестр".
Но был ведь и персимфанс Льва Цейтлина [1922-32]. Целый симфонический оркестр играл без дирижёра и довольно успешно.
Лучше всего без дирижёра оркестры аккомпанируют, когда они идут за солистом, оркестр умеет хорошо слышать.
Бывают дирижёры низкого уровня, которые начинают показывать свою маленькую власть, неправильно общаются с музыкантами, и тогда те могут начать играть "точно по руке". Как правило, если играть точно по руке не очень квалифицированного дирижёра, случается катастрофа. Ещё оркестр может начать, не сговариваясь, играть чуть убыстряясь. А потом чуть замедляясь. И дирижёр начнёт чувствовать, что его скакун скачет то быстрее, то медленнее, при том, что от его - седока - желания скорость не очень зависит. Как правило, это действует отрезвляюще, дирижёр понимает, что не стоит воевать с океаном.
Внутри оркестра. Игра на определённом инструменте влияет на особенности популяции. Известно, что духовые держатся вместе. У них такое братство: никогда духовик не подставит своего, не бросит. У струнников не так, нет такой совместности по жизни, они большие индивидуалисты. У Тосканини в оркестре женщин не было: если они красивые, считал он, они будут мешать музыкантам. Если некрасивые - будут мешать ему. Мы исполняем чужую музыку, индивидуальность в оркестре растворяется.
Важно знать эпоху, окружение композитора, особенности биографии. Криптограмма Шостаковича: "ре-ми бемоль-до-си" [DSCH], у Брамса своя символическая подпись.
Драгоценные инструменты. За последние лет 30 произошли изменения: когда-то Давид Ойстрах мог за 20-30 тыс. долларов купить себе на гонорар от концерта скрипку Страдивари. А сейчас цена на них начинается от миллиона.
Да, есть вещи, которые я никогда не смогу исполнить. Вот Яша Хейфец [1901-87] - никто не может исполнять так, как он. Миша Эльман [1891-1967] - его звук необычаен, его невозможно повторить. Артикуляция Фрица Крейслера [1875-1962]. У каждого из великих что-то своё, но там наверху они где-то все встречаются.