В этой программе мы поговорим с Брониславом
Виногродским, одним из ведущих российских китаистов, о феномене Владимира
Высоцкого.
25 января мы отметили годовщину со дня рождения Высоцкого; интересно было
наблюдать, как звучит трактовка феномена Владимира Высоцкого на телевидении и
радио.
Картина такова: впечатление, что люди все-таки не до конца понимают, кем и чем
был Высоцкий в нашей культуре. Кто-то забыл, кто-то не знает в силу возраста, а
иные все же понимают, что Высоцкий - не просто некая хотя и культовая фигура в
истории Советского Союза; Высоцкий - явление и феномен. Об этом и пойдет речь.
Как можно распределить отношение разных социальных страт и поколений к
Владимиру Высоцкому?
ВИНОГРОДСКИЙ:
Допускаю, что я общаюсь с определенной прослойкой людей, которая так или иначе
фильтруется. Но реакция даже не то чтобы позитивная, это реакция узнавания: да,
есть Пушкин, Тарковский, Высоцкий... Впрочем, иногда приходится слышать вопрос:
кто это?
Высоцкий - несомненно великое поэтическое, мистическое явление; я определил бы
его как человека, который поет и пишет непосредственно из русской души. Природа
этого феномена такова, что музыка и текст неразделимы; когда начинаешь читать
текст, речь звучит как музыка, особенно если внимательно послушать, как он
поет, - а ведь его и ценят за интонационность...
Высоцкий сам говорил, что у него есть песни многоплановые, серьезные, в
которых, какую строфу ни возьми, - она метафористична. И молодежь может вообще
не понять, о чем речь, особенно если не читала серьезных книг...