Послушаем человека, который много и интересно путешествует; его
рассказ - о грандиозном паломничестве в Индии, в штате Джамму и Кашмир. Владимир Мельник
- известный фотограф, путешественник, кинодокументалист, человек,
который ухитряется проникнуть часто в совершенно закрытые, часто
неведомые территории, привозя оттуда потрясающие фотографии и
видеоматериалы.
- Штат Джамму и Кашмир известен в массовом сознании тем, что там
постоянно происходят какие-то теракты, война. Но оказалось, что это
штат, где происходят грандиозные паломничества индуистов, и там же
находится то, что многие называют гробницей Иисуса Христа. Что же это за
паломничество, за чем идет народ?
МЕЛЬНИК: Сначала стоит сказать несколько слов о Кашмире.
Действительно, первая ассоциация - теракты, захваты, жертвы. Но Джамму и
Кашмир - достаточно спорная область, которая находится в самом центре
так называемой евразийской дуги нестабильности; здесь сходятся как
минимум границы пяти государств - Индии, Пакистана, Китая, Афганистана,
Таджикистана - и три крупнейшие религии: ислам, индуизм и буддизм.
Джамму и Кашмир - один из двадцати восьми штатов Индии. Штат очень
интересный, во всяком случае, я считаю его таковым - это моя "индийская
любовь". Хотя люди, знакомые с Индией, попадая в Джамму и Кашмир,
говорят: это же не Индия! Это действительно нечто особенное, - некий
конгломерат, сплав религий, традиций, культур; это перекресток
верований, людей, судеб. Все здесь сплетено в единый узел противоречий,
интересных историй, которые зачастую похожи скорее на сказки, легенды,
мифы, что просто теряешься, с чего начать. Но давайте начнем с
паломничества к пещере Амарнат.
Что это за пещера? Она находится высоко в Гималаях, на высоте четырех
тысяч метров и почитается в индуизме. В индуизме мы знаем два основных
направления: шиваизм и вишнуизм. В данном случае мы говорим о шиваизме,
то есть об одном из двух главных течений индуизма. Поклонники этого
направления почитают бога Шиву как символ разрушения. Но в то же время
они почитают всемогущего бога, который отвечает за разрушение и
последующее воссоздание всего живого. И вот ежегодно - обычно это
происходит летом, в летнее полнолуние - сотни тысяч людей стекаются в
Джамму и Кашмир, чтобы начать свое паломничество. Как это происходит?
Конечно, добраться туда достаточно сложно; можно доехать до столицы
штата - города Сринагар или зимней столицы Джамму, но дальше - только
пешком, а это примерно шесть - семь дней пути.
- А в километрах?
МЕЛЬНИК: Ошибка равнинных людей - спрашивать про километры; в
горах все измеряется часами, минутами, днями или месяцами пути. Мой
напарник постоянно спрашивал, сколько нам осталось идти. Если бы я
ответил: три километра, такой ответ наверное расслабил бы его. Но эти
три километра - на самом деле часов восемь или девять пути: перевалы,
вверх - вниз, и это сбивает с толку. Есть и другой момент, и я уже о нем
говорил: Это четыре тысячи метров, Гималаи. Это немного другой климат.
Если в июле где-нибудь в Дели в тени как минимум плюс сорок пять -
пятьдесят по Цельсию, то на четырех тысячах метров в это время ночью -
хрустящий морозец. Днем же может быть испепеляющая, иссушающая жара,
плюс еще и разреженный воздух.
Опять же, для равнинных жителей, которые в первый раз оказались в горах,
это серьезнейшее испытание. Это не просто паломничество, - до святого
места нужно дойти, и это испытание, преодоление себя. И идут же туда не
какие-то спортсмены, альпинисты или туристы; идут люди самые разные -
молодые, старики, больные, то есть срез индийского общества представлен
самым широким образом.
- То есть собираются сотни тысяч людей. Где же они размещаются?
МЕЛЬНИК: Надо отметить, что власти штата Джамму и Кашмир
проделывают достаточно большую работу по организации паломничества,
потому что когда оно еще было стихийным, это всегда было связано с
неизбежно большим количеством жертв по самым различным причинам. Могу
сказать, что в 96-м году была известная трагедия, когда во время
паломничества погибло порядка трех тысяч человек. Причинами были и
оползни, и неожиданные снегопады.
Представьте, что значит для индуса попасть в снегопад! Для человека,
который никогда в жизни не видел снега, не знал, что такое холод - и
вдруг такое! Конечно, люди гибли. В этом году в паломничестве принимало
участие около полумиллиона человек; погибло же около пятидесяти
человек. Причины разные. Кто-то падал в пропасть; когда шли дожди,
горные тропы становились абсолютно непроходимыми, случались и нападения
террористов на паломников...