Перекресток мифов, судеб, вер (Владимир Мельник)


Загрузить mp3-файл

Послушаем человека, который много и интересно путешествует; его рассказ - о грандиозном паломничестве в Индии, в штате Джамму и Кашмир. Владимир Мельник - известный фотограф, путешественник, кинодокументалист, человек, который ухитряется проникнуть часто в совершенно закрытые, часто неведомые территории, привозя оттуда потрясающие фотографии и видеоматериалы.

- Штат Джамму и Кашмир известен в массовом сознании тем, что там постоянно происходят какие-то теракты, война. Но оказалось, что это штат, где происходят грандиозные паломничества индуистов, и там же находится то, что многие называют гробницей Иисуса Христа. Что же это за паломничество, за чем идет народ?

МЕЛЬНИК: Сначала стоит сказать несколько слов о Кашмире. Действительно, первая ассоциация - теракты, захваты, жертвы. Но Джамму и Кашмир - достаточно спорная область, которая находится в самом центре так называемой евразийской дуги нестабильности; здесь сходятся как минимум границы пяти государств - Индии, Пакистана, Китая, Афганистана, Таджикистана - и три крупнейшие религии: ислам, индуизм и буддизм.

Джамму и Кашмир - один из двадцати восьми штатов Индии. Штат очень интересный, во всяком случае, я считаю его таковым - это моя "индийская любовь". Хотя люди, знакомые с Индией, попадая в Джамму и Кашмир, говорят: это же не Индия! Это действительно нечто особенное, - некий конгломерат, сплав религий, традиций, культур; это перекресток верований, людей, судеб. Все здесь сплетено в единый узел противоречий, интересных историй, которые зачастую похожи скорее на сказки, легенды, мифы, что просто теряешься, с чего начать. Но давайте начнем с паломничества к пещере Амарнат.

Что это за пещера? Она находится высоко в Гималаях, на высоте четырех тысяч метров и почитается в индуизме. В индуизме мы знаем два основных направления: шиваизм и вишнуизм. В данном случае мы говорим о шиваизме, то есть об одном из двух главных течений индуизма. Поклонники этого направления почитают бога Шиву как символ разрушения. Но в то же время они почитают всемогущего бога, который отвечает за разрушение и последующее воссоздание всего живого. И вот ежегодно - обычно это происходит летом, в летнее полнолуние - сотни тысяч людей стекаются в Джамму и Кашмир, чтобы начать свое паломничество. Как это происходит? Конечно, добраться туда достаточно сложно; можно доехать до столицы штата - города Сринагар или зимней столицы Джамму, но дальше - только пешком, а это примерно шесть - семь дней пути.

- А в километрах?

МЕЛЬНИК: Ошибка равнинных людей - спрашивать про километры; в горах все измеряется часами, минутами, днями или месяцами пути. Мой напарник постоянно спрашивал, сколько нам осталось идти. Если бы я ответил: три километра, такой ответ наверное расслабил бы его. Но эти три километра - на самом деле часов восемь или девять пути: перевалы, вверх - вниз, и это сбивает с толку. Есть и другой момент, и я уже о нем говорил: Это четыре тысячи метров, Гималаи. Это немного другой климат. Если в июле где-нибудь в Дели в тени как минимум плюс сорок пять - пятьдесят по Цельсию, то на четырех тысячах метров в это время ночью - хрустящий морозец. Днем же может быть испепеляющая, иссушающая жара, плюс еще и разреженный воздух.

Опять же, для равнинных жителей, которые в первый раз оказались в горах, это серьезнейшее испытание. Это не просто паломничество, - до святого места нужно дойти, и это испытание, преодоление себя. И идут же туда не какие-то спортсмены, альпинисты или туристы; идут люди самые разные - молодые, старики, больные, то есть срез индийского общества представлен самым широким образом.

- То есть собираются сотни тысяч людей. Где же они размещаются?

МЕЛЬНИК: Надо отметить, что власти штата Джамму и Кашмир проделывают достаточно большую работу по организации паломничества, потому что когда оно еще было стихийным, это всегда было связано с неизбежно большим количеством жертв по самым различным причинам. Могу сказать, что в 96-м году была известная трагедия, когда во время паломничества погибло порядка трех тысяч человек. Причинами были и оползни, и неожиданные снегопады.

Представьте, что значит для индуса попасть в снегопад! Для человека, который никогда в жизни не видел снега, не знал, что такое холод - и вдруг такое! Конечно, люди гибли. В этом году в паломничестве принимало участие около полумиллиона человек; погибло же около пятидесяти человек. Причины разные. Кто-то падал в пропасть; когда шли дожди, горные тропы становились абсолютно непроходимыми, случались и нападения террористов на паломников...

EN