Продолжим попытки разобраться с тайными орденами,
теориями заговоров и конспирологией; сейчас это все происходит на фоне
всемирной истерии по поводу фильма и книги американского журналиста Дэна
Брауна "Код да Винчи".
Какие-то коды, которые великий Леонардо да Винчи оставил нерасшифрованными в
своих картинах; эти коды есть якобы и в архитектуре. И истерия, которую автор
программы наблюдал, будучи в Европе, в Италии, вполне напоминает то, что
происходит, скажем, в России или на Украине: кассовые сборы бьют все рекорды, а
народ массово начинает интересоваться, что такое тамплиеры, масоны и правда ли,
что есть некое тайное правительство, которое нас, профанов, на протяжении
столетий водит за нос.
Наш гость - Андрей Синельников, писатель, исследователь, режиссер,
автор нескольких документальных фильмов. Среди его книг -"Интервью с
масоном", "Средневековая империя евреев"; а недавно писатель
вернулся из Израиля, где присутствовал на открытии "Русской ложи
Шотландского обряда". И первый вопрос гостю: что происходит с массовым
сознанием? Спонтанна ли эта вспышка, или же сознанием умело манипулируют?
СИНЕЛЬНИКОВ: Умело манипулируют, - это однозначно. А кроме того, народ
всегда нуждался в сказках, тайнах и конспирологии, и в этой части "Код да
Винчи" отвечает чаяниям народа. Какие же коды вскрывает книга и фильм?
Книга базируется на хороших материалах, которые Браун взял у исследователей (М.
Бейджент, Р. Ли - "Святая Кровь и Святой Грааль") и сделал из этого
достаточно забавный детектив. Фильм, с моей точки зрения, не удался; очень
трудно, не читая книгу, понять, о чем вообще идет речь.
Действительно ли авторы открыли какой-то новый пласт знания, или же это
существовало ранее? Ранее это просто не имело такого шумного успеха.
Существовала наука криптография, которая изучает принципы и методы
преобразования данных с целью сокрытия информационного содержания; эта наука
давно известна, и все шифровальные коды, вся тайнопись построена на ее данных.
Есть наука конспирология, которую Александр Дугин, один из наших
исследователей, назвал "веселой наукой постмодерна". Это наука о
заговорах, оккультных силах и могущественных тайных организациях, которые
производят всемирные заговоры и правят миром при помощи тайных пружин.
Темы конспирологии сегодня вышли на первый план, но появились они не сегодня.
Был знаменитый фантаст Еремей Иудович Парнов, который выпустил на экраны еще в
советское время картину "Ларец Марии Медичи". У него есть знаменитая
книга "Клочья тьмы на игле времени", где рассматривается история
многих тайных обществ. В 90-е годы вышел известный фильм "Секретные
материалы", в 97-м - фильм "Теория заговора", так что "Код
да Винчи" опирался, что называется, "на плечи гигантов".
- То есть это звено цепи регулярных информационных вбросов,
предназначенных... Для чего?
СИНЕЛЬНИКОВ: Наверное, чтобы постоянно поддерживать общество в
напряжении, доказывая, что существуют некие тайные силы, правящие всем миром,
силы могущественные, непобедимые, нераскрываемые, опутавшие мир своими
щупальцами наподобие жуткого спрута.
- Но существуют ли реальные коды? Раз существуют шифрограммы, существуют
разведки и контрразведки, то борьба-то происходит?
СИНЕЛЬНИКОВ: Наверное, борьба происходит, но коды, показанные в фильме,
не в укор фильму такими кодами не являются. То, что да Винчи писал в зеркальном
отражении - так существует теория, согласно которой вся латынь - вообще
зеркально отраженный иврит. Эта теория достаточно широко известна, и в Англии
даже существует школа иврита, основанная на том, что берут чисто английский
текст, зеркально отображают его и получают текст, написанный на иврите. Так что
это не такая уж сложная конспирология, что да Винчи писал в зеркальном
отражении; очень многие люди того времени любили именно так зашифровывать свои
письма. Все остальные коды, показанные в фильме, да и в книге, сомнительны;
скажу больше: кодами там и не пахнет...