Тема программы - наскальное искусство, или, как говорят,
наскальная живопись. Многие слышали об этом феномене, и тема эта действительно
интересна. Наш гость - Арсен Анатольевич Фараджев, кандидат
исторических наук; тема его диссертации - "Наскальное искусство
Карелии". С 95-го года Арсен Фараджев - представитель России в
Международной федерации организаций по изучению наскального искусства.
- Итак, зачем древние люди занимались этим видом искусства (если это вообще
искусство), и правда ли, что наш способ мышления несколько отличается от того,
который был присущ нашим предкам несколько тысячелетий назад? Как вообще
наскальное искусство возникло в вашей жизни, и каково состояние науки, его
изучающей, сейчас?
ФАРАДЖЕВ: Рассказать о том, что любишь, чему предан всю жизнь, -
огромное удовольствие. Случилось так, что в детстве мне захотелось построить
машину времени, и я даже уговорил своего одноклассника; созданием машины
времени мы занимались у меня на балконе, и мы были уверены, что сможем
сколотить ее из фанерных ящиков. И все было здорово, но мы на беду приколотили
нашу машину времени к деревянному полу балкона. А не работала она только
потому, что я не встретил второго такого же увлеченного человека, с кем можно
было бы путешествовать во времени.
В это же время в моей жизни появились книги о первобытных художниках:
"Охотники на мамонтов", "Листы каменной книги",
"Борьба за огонь", "Пещерный лев"; я не знаю современных
авторов, которые поднимали бы эту тему. И поскольку я глубоко люблю искусство,
мне очень интересно, как оно началось. Этот вопрос позволяет понять, что,
собственно, в нас человеческого, потому что способность создавать изображение и
воспринимать его и есть то немногое, что нас отличает от других млекопитающих.
Разумеется, плюс язык, позволяющий создавать представления о прошлом и будущем.
Но основное - это, конечно, образы. Даже не будучи художниками, люди смотрят на
картины и с легкостью узнают пейзаж, портрет, натюрморт. И если бы они
оказались в пещерах верхнего палеолита во Франции или на территории Северной
Испании, они с таким же успехом легко узнали даже тех животных, которых никогда
не видели. Потому что способность воспринимать образы, даже не умея рисовать, у
нас врожденная.
- Наскальное искусство - научный термин?
ФАРАДЖЕВ: Научный термин - первобытное искусство. Потому что первобытное
искусство состоит из двух категорий памятников: наскальных изображений и
изображений мелкой пластики. Это могут быть какие-то фигурки, сделанные из
камней или глины; в Историческом музее коллекция мелкой пластики колоссальная,
и есть отдел, который занимается ее изучением. Наскальные изображения
представлены в пещерах, в так называемых убежищах (по-английски это называется
shelter - укрытие) или же на открытых поверхностях под открытым небом. Вот три
места расположения наскальных рисунков.
- Где географически наибольшее количество наскальных изображений?
ФАРАДЖЕВ: Есть два региона, которые резко отличаются от всего остального
мира. Это Австралия и Южная Африка. Более того, наскальные рисунки там
продолжают создавать. Эта традиция жива, и в этом уникальность обоих регионов.
В Австралии, как известно, в центре большая пустыня, а на побережье - узкая
полоса берега со всевозможными бушами, реками, водопадами. На севере есть
национальный заповедник Какаду, где протекает речка Аллигатор, и фактически по
всему побережью расположены всевозможные памятники...
- Ваша диссертация посвящена Карелии...
ФАРАДЖЕВ: ...Я родился и вырос в Советском Союзе, а тогда все было
немного по-другому. Проще всего было добраться до Карелии, а именно до
Онежского озера: одна ночь - до Петрозаводска, потом - на ракете переехать на
противоположный восточный берег, и в районе Бесова Носа - большое количество
наскальных рисунков под открытым небом, на гранитных берегах.
Следующее скопление - триста километров севернее, на побережье Белого моря, в
низовьях реки Выг. Там построена система электростанций, а в низовьях реки -
три крупных скопления - это Бесовы Следки, - в 68-м году там был построен
бетонный павильон, который сейчас находится в аварийном состоянии, и Залавруга
- так называемая Старая Залавруга и Новая Залавруга. на самом деле это один
памятник, который был открыт двумя разными исследователями с интервалом в
тридцать лет...