В этой программе мы попытаемся разобраться в загадочных местах
известного романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок". Наш гость - писатель, исследователь, автор книги "Интервью с масоном" (написанной в соавторстве с Александром Рыбалко) Андрей Синельников.
Речь о тех самых загадочных масонах, постоянно фигурирующих и в прессе, и
в разговорах, и в досужих беседах. То ли они есть, то ли их нет, но
оказывается, следы реальных масонских организаций лежат на поверхности, и
каждый может увидеть их в тех самых романах, которые мы начинаем
разбирать. Итак, "Золотой теленок". Андрей Синельников готов показать
несколько "ключиков", которые помогут и дальше ориентироваться в тайных
организациях, их замыслах и способах функционирования. Вот и в книге
"Интервью с масоном" утверждается, что "Золотой теленок" напичкан не
просто аллюзиями, а прямыми ссылками на деятельность тайных организаций.
СИНЕЛЬНИКОВ: Начну с того, что изначально роман задумывался под
другим названием. Он должен был называться "Кавалер ордена "Золотого
руна" (орден "Золотого руна" - один из масонских средневековых орденов).
Потом Ильф и Петров изменили его (не думаю, что под давлением извне;
скорее всего под давлением собственной мысли). Но "Золотой теленок"
действительно просто напичкан даже не аллюзиями, а скорее пародийными
взглядами на масонство, которое в то время было очень известно в России,
как ни странно это звучит. Даже в записных книжках Ильфа и Петрова
можно найти фразу, относящуюся ко времени написания романа: "Видели
масонский перстень с черепом и костями, с отделением для яда". То есть
они могли видеть этот перстень в среде, в которой вращались.
- Они вращались в богемной среде, но, возможно, стоит вернуться к
вопросу, откуда вообще появились Ильф и Петров? Ильф и Петров - два
столпа советской литературы, но ведь на самом деле ими не так много
написано. Известно, что кто-то из них был родственником Валентина
Катаева, еще одного столпа...
СИНЕЛЬНИКОВ: Да, Катаев был и остается "столпом", а Петров - его
родной брат, Евгений Катаев. Он долгое время жил в Одесской области, в
свои неполные восемнадцать лет был известным следователем уголовного
розыска. Он был настолько известен, что про него был снят известный в
советское время фильм "Зеленый фургон". При этом он был ярым борцом с
бандитизмом и нажил огромное количество врагов, которые послали ему
"черную метку" - предупреждение о том, что он будет убит.
Старший брат Валентин, узнав об этом, решил его вывести из-под
бандитских пуль и переманить в Москву перспективой литературной
деятельности и славы. Он вывез брата в Москву, но Евгений оказался
настолько скромным по натуре, что просто не мог писать, хотя талант у
него несомненно был. Тогда Валентин решил подключить к нему своего друга
Илью Ильфа, которого знал по Одессе (на самом деле Илья Ильф - тоже
псевдоним, настоящее имя - Илья Арнольдович Файнзильберг). Он был сыном
банкира, которому не повезло с сыновьями: один сын ушел в живопись и
стал известным французским живописцем Сандро Фазини; в 44-м году
оккупационные власти отправили его в Освенцим, где он и погиб. Второй
сын банкира тоже ушел в живопись и стал известным
художником-авангардистом Мифа, который дружил с Кандинским, Малевичем.
Третий сын стал писателем Ильей Ильфом.
- А Евгений Катаев превратился в Евгения Петрова...
СИНЕЛЬНИКОВ: Да. Катаев брал обоих, выражаясь современным языком,
в качестве литературных негров: он думал, что ни разработают его тему о
бриллиантах в стульях, а он поставит подпись "Катаев". Но случился
казус; Катаев забыл, что оба были одесситы. Когда они написали роман
"Двенадцать стульев" и увидели, что книга получилась достаточно
интересной и смешной, они сказали: нет, Валя, мы тебе роман не отдадим,
мы лучше с первого гонорара подарим тебе золотой портсигар... Портсигар
подарили, но он оказался... женским, и Катаев обиделся. На его упрек
уже достаточно наглый к тому времени Илья Ильф ответил: лопайте, что
дают... Вот так в отечественной литературе появились два гиганта
иронического романа.