Поговорим о загробных представлениях в различных
традициях у разных народов мира, попытаемся дать определение слову
"реинкарнация" и послушаем трактовки и интерпретации знающих людей. В
данном случае это доктор исторических наук, профессор Российского
государственного гуманитарного университета (РГГУ) Галина Гавриловна Ершова, неоднократно бывавшая на передачах "Неизвестной планеты".
По своей основной специальности наша собеседница является специалистом в
области цивилизации майя, цивилизаций доколумбовой эпохи, потомки
которых населяли и населяют Латинскую и Центральную Америку. Однако круг
интересов профессора Галины Ершовой достаточно широк, что и определило
выбор нынешней темы...
- В том или ином виде в различных передачах мы касаемся этих тем;
можно использовать такие "страшноватые" термины как загробная жизнь, а
можно - более наукообразные термины вроде реинкарнации (или инкарнации).
Итак, существует ли в науке, в кругу людей, с которыми вы общаетесь,
энциклопедическое определение, что есть инкарнация и реинкарнация, и
представление о них?
проф. ЕРШОВА: Энциклопедического определения как такового нет;
поскольку считается, что явление как таковое очень сомнительно (то ли
оно есть, то ли его не существует), то давать ему какую-то
окончательную дефиницию, определение не представляется научным. Тем не
менее, в теологии существуют разные понимания этого термина. Есть,
скажем, христианское понимание: это относится прежде всего к эпизоду из
возвращения Христа; предполагается, что только после Страшного суда
другие люди также обретут свою телесность.
Понимание реинкарнации существует прежде всего в применении к восточным
религиозным представлениям, например, индуизму. Там идея реинкарнации
была развита до предела и подразумевала прежде всего идею возвращения
души. То есть бессмертная душа после смерти покидает тело, а потом
возвращается и вновь рождается в другом теле, чтобы продолжать свой
бесконечный путь бесконечной жизни...
- Каким образом официальная наука, представителем которой вы
являетесь, подходит к изучению этих вопросов, которых вроде бы и нет?
Насколько я понимаю, существуют представления, что такое возможно
(помните, в одной из песен Высоцкого есть упоминание о хорошей религии,
которую "придумали индусы"?). Кстати, у многих людей на уровне массового
сознания это представление вполне коррелирует с этим поэтическим
образом. А каким образом наука может иметь дело с вещами, которые трудно
"пощупать"?
проф. ЕРШОВА: Дело в том, что наука, и прежде всего та, что
затронула изучение этой проблемы, - это этнография, то есть описание
быта и верований разных народов. Тогда-то этот термин и начал
использоваться. Но, скорее, речь шла о возвращении души; описывались
представления разных народов, согласно которым умершие возвращались и
начинали жить снова. Это чисто описательный подход.
Собственно, я подошла к этой теме, исходя из текстов майя. Когда мы
затронули очень интересную надпись, которая появлялась у майя в течение
трех столетий на керамике из погребений, и этот текст был назван
"формулой возрождения", потому что он посвящался именно реинкарнации. То
есть речь шла о том, что человек умер, спустился по холодной лестнице,
прошел очищение, а потом вышел опять, чтобы возродиться в женщине или
девушке.
Казалось бы, откуда появилась эта реинкарнационная идея у майя, когда мы
в связи с этим больше всего упоминаем индусов? Я стала заниматься этой
идеей вплотную, поняв, что существуют некие универсальные представления,
и они есть у самых разных народов совершенно независимо от их близости
или культурных заимствований...