Что представляет собой феномен творчества? Каким образом человек становится творцом, и возможно ли помочь стать творцом, выбрать творческую стезю ребенку? Попробуем разобраться в этих вопросах; в нашем эфире - профессиональная и очень известная художница Юлия Бугуева...
БУГУЕВА: С вашего позволения, две небольшие ремарки: человек не становится творцом, он изначально - творец. И задача взрослого, опять-таки, не сделать из ребенка творца, а не убить в нем творца, который в ребенке живет изначально.
Я иногда посещаю художественные учебные заведения (и сама окончила не одно подобное), но однажды я испытала шок - культурный, психологический, даже физиологический, - какой угодно. Я зашла в одну из художественных школ в центре города; вот - рисунки детей, которые только пришли в школу. Они наполнены жизнью, радостью, весельем, и видно, что учителя, которые им помогали, несомненно, тоже участвовали в этом процессе создания радости. Каждая картинка - это открытие нового мира, нового пространства. Знаете, это творчество в его чистейшем виде.
Но затем дети становятся старше, начинают учиться "правильно рисовать окружающий мир". В их мир, в их цвет входят "правильное" видение мира. И, наконец, завершающий этап: длинная череда абсолютно одинаковых натюрмортов, пейзажей, - серых, унылых, скучных... Понимаете?! Пришли разные цветочки, целый букет, лужайка, которую вдруг аккуратно закатали в асфальт! Подстригли, закатали, - и все. И сквозь этот асфальт через какое-то время опять начинают пробиваться некие цветочки, листики...
- Может быть, лучше сразу сделать из этих цветов клумбу?
БУГУЕВА: По идее, конечно. Но для этого нужна индивидуальность, которая должна сохраняться. Это, видимо, признак любой школы, культуры; я даже думала об этом: кристаллы рождаются в скалистых породах при высоких температурах и колоссальном давлении. И поэтому, как только человек родился, его надо "постричь, побрить, закрыть ему глаза и уши", и только после этого, возможно, у него прорежутся глаза: это и будет его видение мира. Потому что потом, действительно, крайне трудно вырваться из рамок школы...
Сказать честно, я в свое время, уже окончив художественное училище, художественный институт, а кроме того, родившись в семье художника и воспитанная художниками различных школ, в один прекрасный момент поняла, что могу, простите, чуть ли не плюнуть на листок бумаги и написать: "Made in...", - я ведь получила красный диплом, была отличницей, правильно работала над темой... И что дальше?! Но есть у нас, слава Богу, великая русская литература, Антон Павлович Чехов, сказавший, что из себя нужно выдавливать раба...
- Это относится и к творцам?
БУГУЕВА: Да...