Наш гость - Бронислав Виногродский, один из немногих
современных энциклопедистов, китаевед, философ, писатель и в какой-то
мере - отчасти общественный деятель (сам Виногродский считает это
"организацией разумного социального устройства в головах людей"...) В
этом эфире философ попытается поделиться со слушателями частью своих
знаний: рабочее название программы - "Как думает русский человек"...
- Мне понравилось название одной из публикаций на сайте bronislav.ru; я задумался... Как же думает русский человек? Послушаем версию Виногродского...
ВИНОГРОДСКИЙ: У меня есть серия рассказов, которые заканчиваются
фразой: "Мы же русские!" Ну вот, еду я по дороге, останавливает меня
гаишник... Потом происходит все что угодно, а после этого - "Мы же
русские!" Или иду я в ресторан, - "Мы же русские!" И вот этот набор
смыслов несомненно дает какие-то ощущения. На самом деле в последнее
время я очень много думаю об этом самоощущении русского человека; меня
сильно заботит вопрос, как думает русский человек.
Первое, что я могу сказать, - плохо думает. И здесь я имею в виду вовсе
не какие-либо нравственные категории; он думает некачественно,
неглубоко, однобоко, частно. То есть русскому человеку не хватает
глубины поставленных задач, не хватает целостности поставленных задач,
не хватает дальновидности. При этом русский человек, притом что он не
опирается на какие-то общепринятые критерии в мировом масштабе
переживания мира, способен постоянно решать некие асимметричные задачи.
- Попробуем сформулировать определение: а что такое русский человек?
ВИНОГРОДСКИЙ: Это человек, который разделяет ценности русского
языкового уклада. Нет, это не обязательно родной язык. Но русский
человек разделяет противоречивость Достоевского и Толстого, Булгакова,
Ильфа и Петрова, Жванецкого и Леонтьева. Разделяет с противоречиями, с
передачей мудрости через анекдоты и шутки, через возможность постоянно
над всем смеяться. Любовь к юмору, настоящая любовь, считающая
способность смеяться и шутить высшей ценностью во многих случаях, потому
что действительность, которую мы создаем, без смеха принять невозможно,
иначе нужно просто застрелиться, и все. Вот это - русский человек. Это
ценности русского языкового уклада.
Потому что как только мы начинаем копать друг друга и себя самих, то
выясняется, что национальная идентичность, национальная целостность у
нас утрачена; у подавляющего большинства людей много разного рода
примесей, и отсутствует сам критерий, сколько этих примесей должно (или
не должно) быть. Куда девать всякие чудесные смеси, например, армянки и
китайца, которые выросли в России, в Москве.
- А они русские?!
ВИНОГРОДСКИЙ: Ну, конечно! Конечно же русские! Такая вот история...