Тема передачи - судьбы русской эмиграции разных поколений, а наш собеседник - доктор
исторических наук, руководитель авторских коллективов, соавтор многих
книг на тему "Россия в мировой истории", ректор Российского
государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ефим Иосифович Пивовар.
Среди книг, соавтором которых является наш гость, - "Наше Отечество",
"СССР и "холодная война", материалы по истории диссидентского и
правозащитного движения, "Россия в изгнании. Судьбы российских
эмигрантов за рубежом"...
- Существуют ли какие-то четко научно обоснованные периоды русской эмиграции? Когда вообще началась эмиграция из России?
ПИВОВАР: Есть понятие "российское зарубежье", и конечно, это
понятие предполагает какую-то хронологию процесса и его отдельные этапы.
Если говорить о XX-м веке, хотя русская эмиграция гораздо шире, - это и
XVIII, и особенно XIX-й век, но для XX-го века до распада СССР можно
говорить о трех волнах. Первая волна - после событий 17-го года и
гражданской войны, вторая - в ходе Второй мировой войны, а под третьим
этапом понимается период 60-70-х годов, связанный с эмиграцией в ходе
диссидентского и правозащитного движения, которое возникло в
послевоенную эпоху.
- Эмигранты, которые ассоциируются у моего поколения именно с
эмиграцией из России после 1917-го года, полностью ассимилированы? Они
перестали быть русскими, стали французами, американцами, немцами,
австралийцами?
ПИВОВАР: Я бы так не сказал. Есть определенная специфика русской
диаспоры, она гораздо более длительное время сохраняет специфику и
традиции тех районов, народа, к котрому она исторически принадлежала.
Понимаете, на протяжении 20-30-х годов первая волна не только сохраняла
культурные ценности, но и пыталась как бы воссоздать некоторые элементы
государства: свою школу вплоть до высших учебных заведений, какие-то
элементы армии, потому что был РОВС (Русский общевойсковой союз),
который имел подразделения во многих странах мира; с одной стороны, это
была общественная организация, но с другой - фактически попытка
сохранить кадровый состав русской армии, свою не только школу, но и
элементы духовной жизни, потому что Русская православная церковь
зарубежья активно действовала и дожила до наших дней. Даже с точки
зрения нынешнего воссоединения Церкви это очень важный культурный
феномен. И так далее. Очень много было элементов, которые отличают
русское зарубежье от ряда других подобных феноменов.
- Если наблюдать за русской эмиграцией, как менялось их отношение к
своей исторической родине тех, кто по-прежнему считает Россию своей
исторической родиной? Как менялось отношение к процессам, происходившим в
Советском Союзе, потом - в России. Как мы говорили в студенческие годы,
общественное мнение часто дрейфовало с линией партии. А как русские
эмигранты меняли свое отношение к России?
ПИВОВАР: У русской эмиграции было много этапов, когда она должна
была принять решение по отношению к своей бывшей родине. Это касается и
периода 20-х годов, и периода сталинских репрессий, и Второй мировой
войны, когда часть русского зарубежья поддержала нашу страну в борьбе с
гитлеровцами, а часть участвовала в войне на стороне гитлеровцев,
рассчитывая после крушения советского режима восстановить прежние
дореволюционные порядки. И знаете, сложно давать однозначную
безапелляционную оценку тех и других... Это имело место, это - часть
нашей общей истории.
Подобное происходило и в 70-е годы, и в период перестройки, и после
91-го года тоже, потому что я сказал о трех волнах, но история
эмиграционных потоков в 91-м году не закончилась: в постсоветское время
появились новые процессы. Совершенно иная картина, но явления
сохранились, хотя и видоизменились, конечно.
- А сейчас происходит ли эмиграция из России? Можно ли сказать, что
мы живем в период новой эмиграционной волны? Особенно в 90-е годы: у
меня многие знакомые после окончания вузов уехали; многие вернулись, но
кто-то остался...
ПИВОВАР: Конец 80-х - начало 90-х годов, в последние годы
перестройки, действительно, был значительный процесс эмиграции из
России. Мне кажется, сейчас этот процесс практически затухает. Мало
того, есть и обратный процесс, он имеет место, и были периоды, когда он
рос. Во-вторых, меняется характер самой эмиграции, ведь она бывает
экономической, бывает политической, бывает национальной... Сейчас
довлеют иные элементы, чем раньше...