Русский исход (Ефим Пивовар)


Загрузить mp3-файл

Тема передачи - судьбы русской эмиграции разных поколений, а наш собеседник - доктор исторических наук, руководитель авторских коллективов, соавтор многих книг на тему "Россия в мировой истории", ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ефим Иосифович Пивовар. Среди книг, соавтором которых является наш гость, - "Наше Отечество", "СССР и "холодная война", материалы по истории диссидентского и правозащитного движения, "Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом"...


- Существуют ли какие-то четко научно обоснованные периоды русской эмиграции? Когда вообще началась эмиграция из России?

ПИВОВАР: Есть понятие "российское зарубежье", и конечно, это понятие предполагает какую-то хронологию процесса и его отдельные этапы. Если говорить о XX-м веке, хотя русская эмиграция гораздо шире, - это и XVIII, и особенно XIX-й век, но для XX-го века до распада СССР можно говорить о трех волнах. Первая волна - после событий 17-го года и гражданской войны, вторая - в ходе Второй мировой войны, а под третьим этапом понимается период 60-70-х годов, связанный с эмиграцией в ходе диссидентского и правозащитного движения, которое возникло в послевоенную эпоху.

- Эмигранты, которые ассоциируются у моего поколения именно с эмиграцией из России после 1917-го года, полностью ассимилированы? Они перестали быть русскими, стали французами, американцами, немцами, австралийцами?

ПИВОВАР: Я бы так не сказал. Есть определенная специфика русской диаспоры, она гораздо более длительное время сохраняет специфику и традиции тех районов, народа, к котрому она исторически принадлежала.

Понимаете, на протяжении 20-30-х годов первая волна не только сохраняла культурные ценности, но и пыталась как бы воссоздать некоторые элементы государства: свою школу вплоть до высших учебных заведений, какие-то элементы армии, потому что был РОВС (Русский общевойсковой союз), который имел подразделения во многих странах мира; с одной стороны, это была общественная организация, но с другой - фактически попытка сохранить кадровый состав русской армии, свою не только школу, но и элементы духовной жизни, потому что Русская православная церковь зарубежья активно действовала и дожила до наших дней. Даже с точки зрения нынешнего воссоединения Церкви это очень важный культурный феномен. И так далее. Очень много было элементов, которые отличают русское зарубежье от ряда других подобных феноменов.

- Если наблюдать за русской эмиграцией, как менялось их отношение к своей исторической родине тех, кто по-прежнему считает Россию своей исторической родиной? Как менялось отношение к процессам, происходившим в Советском Союзе, потом - в России. Как мы говорили в студенческие годы, общественное мнение часто дрейфовало с линией партии. А как русские эмигранты меняли свое отношение к России?

ПИВОВАР: У русской эмиграции было много этапов, когда она должна была принять решение по отношению к своей бывшей родине. Это касается и периода 20-х годов, и периода сталинских репрессий, и Второй мировой войны, когда часть русского зарубежья поддержала нашу страну в борьбе с гитлеровцами, а часть участвовала в войне на стороне гитлеровцев, рассчитывая после крушения советского режима восстановить прежние дореволюционные порядки. И знаете, сложно давать однозначную безапелляционную оценку тех и других... Это имело место, это - часть нашей общей истории.

Подобное происходило и в 70-е годы, и в период перестройки, и после 91-го года тоже, потому что я сказал о трех волнах, но история эмиграционных потоков в 91-м году не закончилась: в постсоветское время появились новые процессы. Совершенно иная картина, но явления сохранились, хотя и видоизменились, конечно.

- А сейчас происходит ли эмиграция из России? Можно ли сказать, что мы живем в период новой эмиграционной волны? Особенно в 90-е годы: у меня многие знакомые после окончания вузов уехали; многие вернулись, но кто-то остался...


ПИВОВАР: Конец 80-х - начало 90-х годов, в последние годы перестройки, действительно, был значительный процесс эмиграции из России. Мне кажется, сейчас этот процесс практически затухает. Мало того, есть и обратный процесс, он имеет место, и были периоды, когда он рос. Во-вторых, меняется характер самой эмиграции, ведь она бывает экономической, бывает политической, бывает национальной... Сейчас довлеют иные элементы, чем раньше...

EN