Многие считают, что режиссером документального кино люди могут становиться начиная с момента освоения ими айфонов... Впрочем, в этом есть доля истины, - считает известный режиссер, президент фестиваля документального кино "Артдокфест" Виталий Манский. - Равно как любой человек, владеющий шариковой ручкой, вполне может стать Достоевским, Толстым или даже Шекспиром. Вопрос в том, что технические средства, дарованные нам цифровой революцией, открывают двери для творчества практически каждому...
Виталий МАНСКИЙ: Но в том и заключается основной фокус искусства, что искусством может овладеть человек талантливый, а таковых всегда была меньшая часть человечества. Таковы обстоятельства нашего бытия. Хотя, могу сказать по опыту просмотра картин, которые приходят на отбор и на "Артдокфест", и на премию "Лавр", все чаще появляются заявки от людей, о которых мы никогда ничего не слышали; смотришь картину и понимаешь, что у автора не было никакого кинематографического образования. Но иногда отсутствие кинематографического образования являет если не миру, то профессиональному сообществу и зрителю новые взгляды на жизнь И это обстоятельство становится в том числе конкурентным преимуществом; во всяком случае мне как профессионалу очень интересно смотреть такие фильмы "из народа"...
Я сам получил классическое кинематографическое образование, окончил ВГИК, и обратил внимание, что некоторые ребята, учившиеся рядом со мной, - я видел их работы, - что эти ребята более талантливы, чем, скажем, я. Но за пять лет обучения во ВГИКе их талант был как бы усреднен, они были введены в форматные рамки и, в конечном итоге, их сегодня нет в кинематографе, - они ушли. Исконный талант заставлял их быть непредсказуемыми, а индустриальная жизнь заставляла быть форматными.Этот серьезнейший конфликт увел их из кинематографа, а кого-то - даже из жизни...
- А можно ли сравнить самородков из области документального кино с художниками-примитивистами?
Виталий МАНСКИЙ: Пожалуй, да; я очень люблю художников-примитивистов. Я не искусствовед, и мне лучше в это не углубляться, но многие художники, признанные бесспорными классиками мировой живописи, на мой взгляд, исходно были примитивистами. На "Артдокфесте" этого года мы даже вывели специальные программы, - несколько картин, которые я назвал бы народническим примитивистским кинематографом. И, что касается некоторых фильмов, - я точно знаю, что никогда так не снял бы, - мой опыт, знания, понимание заставляют меня делать более "правильно"... А эти фильмы - знаете, словно пришли с мороза...