Поговорим о русских народных сказках, и не только о русских народных;
попытаемся рассмотреть тему с разных сторон и понять, что это за
социальный феномен - мифы, сказки, легенды разных народов. Наш гость -
профессор химических наук Ярослав Аркадьевич Кеслер, на взгляд
автора программы, один из немногих настоящих энциклопедистов, драматург и
писатель, который, кроме того, занимается историческими изысканиями. А
кроме того, Ярослав Кеслер - еще и соавтор документального фильма
"Сказка про Ивана-Царевича".
КЕСЛЕР: Я участвовал в фильме, давал интервью; там пять или шесть
фрагментов. Фильм снят режиссером Татьяной Юриной, а его показ
состоялся в апреле в Центральном доме работников искусств. Фильм был
показан при полном зале и встречен публикой с большим вниманием и
интересом; по реакции же тех, кто пришел случайно, было видно, что никто
об этом не пожалел. Потому что когда есть хороший зрительный ряд, и
вопросы, которые там затрагиваются, очень интересны, это приводит к
зрительскому успеху. Фильм интересен, хотя там можно с чем-то и
поспорить.
Но дело не в этом. Дело в том, что сказки, которые считаются исконными,
идут из глубокой древности. Когда же они появились? Скажем, про того же
Ивана-Царевича? Посмотрите: Иван фигурирует в сказках либо как
Иван-Царевич, либо как Иванушка-дурачок. Но при этом Иванушка-дурачок
совсем не дурак, как это следует из сказок. А вот Иван-Царевич почему-то
никогда не фигурирует как Иван-царь. Это будущий царь. Если в сказках
все хорошо заканчивается, то, казалось бы, - царствуй дальше. Но
почему-то сказок про Ивана-царя нет...
Более того, сто лет назад профессор Шенбенаго в Истории русской
литературы с удивлением отметил, что, как ни странно, в народном эпосе и
фольклоре никак не отмечены события от Ивана Калиты до Ивана Грозного. А
это был период, когда Иваны были самыми значимыми...
- То есть вы перебрасываете мостик от исторических сюжетов и реальных событий к сказкам, в которых они интерпретированы?
КЕСЛЕР: Я хочу сказать, что нет сказок про Ивана Калиту, нет
сказок про Ивана III, хотя и тот, и другой были собирателями земель. Про
Ивана Грозного стали говорить уже после окончания его царствования.
Потом в течение ста лет никаких Иванов среди правителей вообще не
было...