Тема разговора с Александром Бойко, коллекционером и
меценатом, - меценатство. Попытаемся разобраться, что представляет собой
меценатство сегодня, и сделаем пару исторических экскурсов...
- Для начала - сведения из словаря Брокгауза и Ефрона, откуда вообще
взялось слово "меценат". Оказывается, Меценат был древнеримским
государственным деятелем и покровителем искусств, личный друг Октавиана
Августа и своего рода "министр культуры" при нём. Имя Мецената как
поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось
нарицательным. А годы его жизни, опять же, по энциклопедии, - 70-й год
до н.э. - 8-й год до н.э., - накануне возникновения христианства. Вот
такой был Гай Цильний Меценат. А что такое меценатство в представлении
современных предпринимателей, попробуем расспросить нашего собеседника
Александра Бойко.
Александр БОЙКО: Вы спросили меня, являюсь ли я коллекционером,
меценатом, предпринимателем; отвечу так: предпринимателем - да, являюсь.
А что касается коллекционерства и меценатства, - по моему личному
мнению, эти ипостаси имеют разные корни и различное происхождение.
Коллекционерство, как правило, - собирательство, коллекционеры в
основном занимаются приобретением, и только отчасти в современном
искусстве присутствует такая черта: коллекционеры иногда начинают
собирать картины малоизвестных художников, фактически делая инвестиции.
Они как специалисты начинают говорить, что, возможно, это хороший
художник, и его произведения надо покупать...
Но такая индустрия (подчеркну: коллекционирование произведений
современных художников - это, скорее, все-таки своеобразная индустрия),
когда очень узкий круг людей может вдруг поднять какого-то художника на
определенные высоты, и он становится модным, его картины продаются,
становятся предметом коллекционирования, - такая индустрия превращает
коллекционера в бизнесмена. Потому что эти картины продаются,
покупаются, имеют хождение между другими коллекционерами. Но эту звезду
точно так же можно легко погасить...
Опять же, никто не говорит, - есть известные коллекции, известные
картины, которые люди покупают за очень большие деньги, часто с целью
вложения и сохранения средств. И эта "тенденция" очень характерна для
современного периода, когда ситуация на рынке весьма нестабильна, и люди
начинают вкладываться в предметы искусства, вино и тому подобное, - это
всего лишь форма сохранения средств: "все-де преходяще, а искусство
вечно..."
- Но это не меценатство...
Александр БОЙКО: Да, это, по моему мнению, абсолютно не является
меценатством. Меценатство имеет совершенно иные корни, которые связаны с
определенными движениями души. И я хотел бы разделить две вещи:
меценатство в России, которое мне по-человечески, душевно гораздо ближе,
и не только потому, что я россиянин, и меценатство, связанное с
определенными экономическими возможностями.
На Западе институт меценатства стал развиваться гораздо раньше; две
тысячи лет назад это уже воспринималось как бескорыстная поддержка, -
художнику давали возможность творить, создавать произведения, и при
этом, скажем так, ничего от него не хотели: это не было вложением
средств...