Попытаемся разобраться с таким феноменом человеческой цивилизации как современное искусство. Наша собеседница - Ирина Кукота, журналист, искусствовед, представитель лондонского офиса газеты "The Art Newspaper Russia, издания о новостях искусства. И первый вопрос, который возникает, - с какого периода времени начинается современное искусство?
Ирина КУКОТА: Существуют разные градации, но принято считать, что современное искусство начинается с послевоенного периода, с 1945 - 48-го года. Все, что предшествует этому периоду, называется модернизмом. До модернизма была эпоха эклектики; в Европе это прежде всего импрессионисты, потом - постимпрессионисты, фовисты, дадаисты... Эдакий ар-нуво, который пришел в Россию в начале XX-го века: уже с 1900-х годов у нас появляются дома, украшенные в стиле ар-нуво...
Что касается возникновения современного искусства в послевоенный период, - так принято считать с связи с тем, что много художников-модернистов и Дюшан эмигрировали в Америку. Собственно, все начинается с трудов Клемента Гринберга, который и является одним из отцов-основоположников современного искусства...
- Подразумевает ли современное искусство, что художник должен быть жив? Не переходит ли в противном случае его творение в другую категорию?
Ирина КУКОТА: Все зависит от того, насколько художник легендарен. И здесь мы переходим в область, где важно не только мнение критиков, но и посмертная слава, а также мода на произведения художника. Скажем, если взять творения Ван Гога, хотя он считается художником-модернистом, неоимпрессионистом, - его легенда началась после его смерти. Легенда о непризнанном гении, художнике, который мучился всю жизнь, жил в ужасающих условиях, преждевременно умер... И эта легенда не признанного публикой гения настолько захватила умы, что посмертная слава Ван Гога намного переросла его прижизненную известность...
- То есть, средства массовой информации могут создать легенду вокруг имени художника, что все это - рукотворные мифы, если мы говорим о современном искусстве?
Ирина КУКОТА: Я не соглашусь с утверждением, что это только дело СМИ. Известность художника, его слава складывается из нескольких составляющих. Если мы имеем в виду таких людей как Дэмьен Херст, то его искусство во многом зависит от арт-дилера, который начал приобретать произведения юных британских художников (движение так и называется, - Young British Artists), хотя художники эти давно уже не юны... И Дэмьен Херст - один из самых известных представителей этого движения...