Союз совести и веры (Епископ Михаил)


Загрузить mp3-файл

Россию посетила одна из главных христианских святынь - десная рука Иоанна Крестителя; событие это в России освещается очень широко.

Сам факт появления святыни вызывает невероятно благожелательное отношение у православных верующих. Люди же невоцерковленные, далекие, казалось бы, от церкви вообще и православия в частности, часто задают вопрос: в чем значение этого события? О святынях христианства поговорим с епископом Михаилом Женевским и Западноеропейским, представителем Русской Православной церкви за границей.

о. МИХАИЛ: Для всякого верующего человека прикосновение к мощам есть прикосновение к телу святого, который получил благодать Божию и который наполнен Духом Святым. При жизни святость выражается либо в чудесах, либо в мироточениях, либо в исцелениях людей, либо в массовых обращениях к Богу, к вере. Тело умершего святого называется мощи. Самыми первыми мощами были мощи мучеников.

- Если говорить о традиции, сложившейся в России и насчитывающей не одно тысячелетие, в чем, с точки зрения богословия, ее значение в XXI веке? Сохраняется ли значение, которое вкладывалось изначально?

о. МИХАИЛ: Для верующего человека нет ни времени, ни пространства; вера была такой же при пришествии Господа нашего Иисуса Христа, при проповеди апостолов, в первые времена Церкви; это совершенно не зависит от времени. Почитание и вера, как Господь Бог, ни во времени, ни в пространстве; только мы, люди, живем во времени и в пространстве. И только уйдя от этого мира, мы уходим в мир Божественный.

Явление традиции идет сквозь времена, и очень древние мощи, например, мощи святых апостолов, десница самого великого Иоанна Крестителя, так же нетленны, как и мощи святителя Иоанна Шанхайского, скончавшегося сорок лет назад в Сан-Франциско. Явление повторяется, поскольку здесь есть одно и то же: присутствие Духа Святаго.

- А были какие-то контакты с людьми из ученого мира, не относящимися к церкви, более того, часто являющимися атеистами? Они не пытались объяснить феномен с материалистической точки зрения?

о. МИХАИЛ: Не будучи атеистом, я не знаю, каков взгляд атеиста; но я могу понять недоумение атеиста: как может сохраниться тело умершего, сохраниться безо всяких приборов и ухищрений мумифицирования? Возможно ли понять атеисту, как могут благоухать мощи или их частица? Может ли он понять, почему из мощей истекает миро? Когда у нас мироточили иконы, один такой атеист сказал: вы просто прилепили за иконкой флакончик мира. А когда ему показали икону, которая находилась под стеклом, а миро стало истекать на стекле, человек задумался.

Знаете, ведь он впоследствии стал православным. Понимаете, человек сначала пришел в недоумение, потом - в радость оттого только, что есть, оказывается, вещи, которые ни наука, ни другой естественный закон объяснить не может. Вот это и есть проявление силы Духа Святаго, который превосходит все эти понятия. А атеизм... Слово какое-то неубедительное: всякий человек имеет совесть, а атеист, мне кажется, человек, который противится своей совести, а вовсе не человек, который отрицает...

EN