Россию посетила одна из главных христианских святынь -
десная рука Иоанна Крестителя; событие это в России освещается очень широко.
Сам факт появления святыни вызывает невероятно благожелательное отношение у
православных верующих. Люди же невоцерковленные, далекие, казалось бы, от
церкви вообще и православия в частности, часто задают вопрос: в чем значение
этого события? О святынях христианства поговорим с епископом Михаилом
Женевским и Западноеропейским, представителем Русской Православной церкви
за границей.
о. МИХАИЛ: Для всякого верующего человека прикосновение к мощам есть
прикосновение к телу святого, который получил благодать Божию и который
наполнен Духом Святым. При жизни святость выражается либо в чудесах, либо в
мироточениях, либо в исцелениях людей, либо в массовых обращениях к Богу, к
вере. Тело умершего святого называется мощи. Самыми первыми мощами были мощи
мучеников.
- Если говорить о традиции, сложившейся в России и насчитывающей не одно
тысячелетие, в чем, с точки зрения богословия, ее значение в XXI веке?
Сохраняется ли значение, которое вкладывалось изначально?
о. МИХАИЛ: Для верующего человека нет ни времени, ни пространства; вера
была такой же при пришествии Господа нашего Иисуса Христа, при проповеди
апостолов, в первые времена Церкви; это совершенно не зависит от времени.
Почитание и вера, как Господь Бог, ни во времени, ни в пространстве; только мы,
люди, живем во времени и в пространстве. И только уйдя от этого мира, мы уходим
в мир Божественный.
Явление традиции идет сквозь времена, и очень древние мощи, например, мощи
святых апостолов, десница самого великого Иоанна Крестителя, так же нетленны,
как и мощи святителя Иоанна Шанхайского, скончавшегося сорок лет назад в Сан-Франциско.
Явление повторяется, поскольку здесь есть одно и то же: присутствие Духа
Святаго.
- А были какие-то контакты с людьми из ученого мира, не относящимися к
церкви, более того, часто являющимися атеистами? Они не пытались объяснить
феномен с материалистической точки зрения?
о. МИХАИЛ: Не будучи атеистом, я не знаю, каков взгляд атеиста; но я
могу понять недоумение атеиста: как может сохраниться тело умершего,
сохраниться безо всяких приборов и ухищрений мумифицирования? Возможно ли
понять атеисту, как могут благоухать мощи или их частица? Может ли он понять,
почему из мощей истекает миро? Когда у нас мироточили иконы, один такой атеист
сказал: вы просто прилепили за иконкой флакончик мира. А когда ему показали
икону, которая находилась под стеклом, а миро стало истекать на
стекле, человек задумался.
Знаете, ведь он впоследствии стал православным. Понимаете, человек сначала
пришел в недоумение, потом - в радость оттого только, что есть, оказывается,
вещи, которые ни наука, ни другой естественный закон объяснить не может. Вот
это и есть проявление силы Духа Святаго, который превосходит все эти понятия. А
атеизм... Слово какое-то неубедительное: всякий человек имеет совесть, а
атеист, мне кажется, человек, который противится своей совести, а вовсе не
человек, который отрицает...