Весь весенний и летний сезон мы собирали письма
слушателей, проводя передачи на самые различные темы, - поиски Ноева ковчега
на Арарате, новые версии войны 1812 года, взаимоотношения Наполеона
и императора Александра, представления различных народов о реинкарнации,
роль денег в современной истории человечества, новые даные в
исследованиях о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, попытки разобраться, что
представляют из себя масоны, рассказы о кругах на полях.
И, разумеется, одна из самых, судя по письмам, популярных тем - воспоминания о
знаменитой целительнице Ванге и беседы с ее ученицей Людмилой
Ким. Вот эти темы и выбраны автором программы, чтобы составить
некоторое обозрение почты, или, вернее, ее небольшой части.
Самые суровые (и самые интересные) письма пришли после передачи писателя Андрея
Стамболи, написавшего книгу "Наполеон в поисках чаши Грааля",
где он рассматривал различные литературные версии или версии, отраженные в
русской литературе, посвященные войне 1812 года. Он указывал, что роман
"Мертвые души" и многие персонажи, упомянутые там, - Чичиков,
Манилов, Ноздрев, - каким-то образом имеют прототипы в реальной истории
Отечественной войны 1812 года, по крайней мере в той истории, которая нам
хорошо известна по учебникам.
Но в письмах очень интересно комментируются конструкции Андрея Стамболи, что
"вроде бы" версия Михаила Лермонтова "... недаром Москва,
спаленная пожаром, французу отдана" недалека от истины: получается, что
русские сами сожгли свою столицу чуть ли не на 60 процентов, если верить
различным историческим источникам. И по письмам мы можем реально судить об
аудитории, на которую ориентируемся, потому что аудитория эта очень инстресна,
и нередко мы получаем неожиданную, новую информацию и комментарии.
Вот, например, комментарий к программе: "... признаюсь, что испытала
чувство сопротивления, близкое к негодованию, когда слушала передачу,
посвященную книге о Наполеоне. Гитлер, Сталин и Ленин - еще животрепещущие
мифы, - слишком мало лет прошло со времени их деятельности, - а фигура
Наполеона - уже чистый миф, и с ним можно работать. Так какой же смысл для
нашего сознания я нахожу в "мифе о Наполеоне" и связанных с его
фигурой исторических конструкциях? Официально - он захватчик и, значит, наш
враг. Гипотетически - он обладает "ореолом освободителя" и поэтому
вызывает уважение. При неоднозначном отношении народа к царскому режиму
неизвестно, как бы у нас развивалась буржуазная демократия, если бы ему удалось
распространить свой кодекс и на Россию"... Или такой: "Может, я
ошибаюсь, но архетип величия - тоже рукотворный миф, но даже если это так, то
его позиция все еще сверхзначима для нашего сознания, и поэтому вызывает
активное эмоциональное сопротивление попыткам его демонтировать. Интересно,
можно ли представить, например, Китай в контексте подобной рукотворной
истории?"
Конечно, Китай очень интересен, - Бронислав Виногродский,
известный китаист, часто бывает у нас в гостях, и автор попросил его
подготовить материал, чтобы мы смогли посмотреть на китайскую историю XX века с
точки зрения изменчивости историографии, то есть официального описания истории
в Китае. Там есть удивительные вещи, дающие подсказки для понимания того, что
же происходит с написанием истории не только в России, всех бывших советских
республиках, всех восточно- и западноевропейских государствах. На протяжении
последних 10-15 лет можно отследить фантастические вещи, которые, если их
свести в одну книгу, могут вызвать не только смех и удивление. А вообще
подобная книга подтолкнула бы многих к переосмыслению того, что мы называем
историей. Подчеркнем: не к истории вообще, а к тому, что мы так называем...