Гость программы - Андрей Зиновьевич Синельников,
известный писатель, режиссер-документалист, сторонник
криптоисторических версий. "Неизвестная планета" давно сотрудничает с
Андреем Синельниковым, участвовала в издании его книг, в том числе «Средневековая империя евреев»; совместно снимался также фильм "Масоны Израиля". Что нового расскажет исследователь сейчас?
СИНЕЛЬНИКОВ: Криптоистория - история, которая существовала, но
она не так известна, как более популярный ее вариант. Вообще история -
это больной, который не любит лечиться и ненавидит своих врачей, но
лечить ее все равно приходится. И хотя наш знаменитый математик Михаил
Постников, лауреат Ленинской премии, который, кстати, предложил
пересчитать историческую хронологию, ее назвал "паранаукой", - он вообще
считал, что история к науке имеет косвенное отношение, - тем не менее
на этой паранауке построена идеология, национальная идея,
государственность многих стран, да и вообще все, что нынче мы имеем в
мире.
Поэтому мы и рассматриваем историю Руси, а история Руси, как известно,
начинается с того, что бедные племена, жившие на территории России,
обратились к варягам с просьбой придти и владеть ими. И пришел Рюрик с
братьями Синеусом и Трувором... А мы решили посмотреть на начало нашей
истории несколько с иной точки зрения.
Получается очень интересный сюжет. Во-первых, предложение "приходите и
владейте нами" известно только из "Повести временных лет", которую ввели
в оборот при Екатерине Второй. То есть до Екатерины мы не знали, что
нами должны были "придти и владеть" братья Рюрик, Синеус и Трувор. Тем
не менее, интересен не сам сюжет этой легенды, а то, что за ним скрыто.
Давно уже перестали воевать славянская и норманнская теории прихода
Рюрика. Согласно норманнской, он был варяг, по славянской - внук князя
Гостомысла и сын его дочери Улиты, то есть славянин. Эта "война"
наконец-то закончилась, потому что стало ясно: никаких наций и
национальностей в IX-м веке не было вообще. А были маленькие племена и
их племенные союзы. Кстати, академическая точка зрения говорит, что
варяги и русь - это не нации или национальности, не племена или этносы, а
просто названия племенных союзов. Варяги - морской военный союз, а русь
- союзы прибрежные. Племена приладожские, принаровские, которые звали
на Русь Рюрика, звали просто военную дружину, чтобы защитить себя от
набегов всяческих пиратов, бандитов, викингов, - как хотите.
- То есть обратились к профессиональным военным?
СИНЕЛЬНИКОВ: Да, к наемникам. Вызвали "милицию", крышу, как
сейчас принято говорить. Крыша эта пришла, и с этого момента мы
отмечаем, что в скандинавских сагах страна наша стала называться
Гардарикой. Это всем хорошо известно: "Гардарика - страна городов". Мы
попытались понять, откуда же взялось такое толкование. Обратились к
скандинавоведам, норвежцам в частности, и они сказали: у нас так не
переводится. Гардарика переводится иначе: "гарда" - защита (от этого же
слова - "гвардия"), а "рика" - владыка. То есть Гардарика - это не
страна городов, а страна под защитой владыки.
- И какие отсюда выводы?
СИНЕЛЬНИКОВ: А вывод такой. Пришли военные дружины, защитили
побережье племенных союзов от набегов разбойников, и страна стала
называться Гардарикой - страной под защитой.
- А Рюрик-то был?
СИНЕЛЬНИКОВ: Рюрик - личность легендарная; Рюрик, Рарок, Ререк
(шотландское Рурк) - это объединительное понятие северного божества -
змея с головой сокола. Но было племя - "ререги" - "соколы", у которых
это был тотем. Тогда вообще имен-фамилий не было, были клички. Так у
этого воеводы могла быть кличка Рюрик, если вообще этот воевода
существовал. А в отношении Синеуса и Трувора существуют две версии.
Согласно одной, это собственные имена, согласно другой - Синеус - это
"сине хус", то есть собственный дом, а Трувор - "верная дружина". То
есть воевода пришел с собственным домом и верной дружиной...