Творцы исторических пазлов (Владимир Иванов и Николай Келин)


Загрузить mp3-файл

Наши собеседники, руководители общественного научного движения "Проект "Цивилизация" Владимир Анатольевич Иванов, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин Московского института бизнеса и права, по базовому образованию - математик, и Николай Сергеевич Келин, старший научный сотрудник Института прикладной математики имени Келдыша, занимаются тем, что многие называют альтернативными исследованиями мировой истории.


- Почему проектом "Цивилизация" занимаются именно математики?

ИВАНОВ: Главное здесь - в том, что мы активные противники понятия "альтернативная история". Мы всего лишь предлагаем новые методы изучения исторических явлений, привлекая к этому все существующие в мире способы научного познания, включая традиционные исторические способы, но добавляя физические, математические, лингвистические аспекты.

Но главное, что отличает наши исследования от исследований альтернативных школ, состоит в том, что мы полностью отказываемся от какой бы то ни было ангажированности. Мы не выполняем ничей социальный заказ, не являемся приверженцами каких-то предварительных установок, которые существуют во многих других категориях школ. Не являемся ни славянофилами, ни западниками. Наша деятельность состоит в том, что мы составляем из большого количества существующих наблюдений некий исторический паззл. И если брать за основу известное утверждение "специалист - это тот, кто знает все кое о чем", а "эрудит - тот, кто знает кое-что обо всем", то наш проект "Цивилизация" привлекает большое количество специалистов, чтобы узнать все обо всем.

Сотворение этой мозаики и является главной целью проекта "Цивилизация". При этом мы не выстраиваем заранее какую-то концепция; как ложатся факты, когда они удачно состыковываются, мы складываем их вместе, и тогда получается картина, которая зачастую отличается от известной.

- А зачем вообще пытаться разобраться в цивилизационных парадигмах? Меня, например, учили, что существует классовая борьба и смена экономических формаций. Потом оказалось, что все немного не так, и, скажем, основатели Советского государства сначала считались гениями, потом оказались кровавыми палачами и тиранами. В итоге получается, что картина эта имеет весьма мало отношения к современности, а тем более к будущему.

ИВАНОВ: Дело в том, что человечество всегда пыталось докопаться до истины. А этот процесс всегда связан с исследовательской деятельностью. Большой всплеск общественного интереса вызвал выход на Западе исследовательских детективов Дэна Брауна "Код да Винчи" и "Ангелы и демоны"; общество потому и всколыхнулось, что там были затронуты коренные вопросы цивилизации, истории христианства, вообще истории религии, и оказалось, что это всем очень интересно. И поэтому мы думаем, что в этом ключе нужно писать современные учебники истории.

- Учебники в стиле Дэна Брауна?!

ИВАНОВ: Не совсем так. Скорее, в стиле научно-исследовательских проектов в самых разных областях человеческой деятельности, начиная от истории технологий и кончая политической историей. Иначе получаются такие казусы, как сегодня, когда совершенно отдельно существуют учебники истории для Украины, причем это не только учебники для самой Украины, но и учебники мировой истории, в которой Украина является центром мироздания. Или подобные учебники истории для Киргизии, для Эстонии.

И одна из проблем отечественного школьного образования сейчас состоит в том, что не могут написать учебники современной российской истории: период 90-х годов прошлого века не включается в учебники, поскольку, по большому счету, никто не знает, как эту историю писать. Дело осложняется тем, что многие исторические личности той эпохи до сих пор являются действующими политиками, и поэтому никто не может определить, как относиться к их деятельности, как вообще с этим быть...

EN