Наши собеседники, руководители общественного научного движения "Проект "Цивилизация" Владимир Анатольевич Иванов, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин Московского института бизнеса и права, по базовому образованию - математик, и Николай Сергеевич Келин, старший научный сотрудник Института прикладной математики имени Келдыша, занимаются тем, что многие называют альтернативными исследованиями мировой истории.
- Почему проектом "Цивилизация" занимаются именно математики?
ИВАНОВ: Главное здесь - в том, что мы активные противники понятия
"альтернативная история". Мы всего лишь предлагаем новые методы
изучения исторических явлений, привлекая к этому все существующие в мире
способы научного познания, включая традиционные исторические способы, но
добавляя физические, математические, лингвистические аспекты.
Но главное, что отличает наши исследования от исследований альтернативных школ,
состоит в том, что мы полностью отказываемся от какой бы то ни было
ангажированности. Мы не выполняем ничей социальный заказ, не являемся
приверженцами каких-то предварительных установок, которые существуют во многих
других категориях школ. Не являемся ни славянофилами, ни западниками. Наша
деятельность состоит в том, что мы составляем из большого количества
существующих наблюдений некий исторический паззл. И если брать за основу
известное утверждение "специалист - это тот, кто знает все кое о
чем", а "эрудит - тот, кто знает кое-что обо всем", то наш
проект "Цивилизация" привлекает большое количество специалистов,
чтобы узнать все обо всем.
Сотворение этой мозаики и является главной целью проекта
"Цивилизация". При этом мы не выстраиваем заранее какую-то концепция;
как ложатся факты, когда они удачно состыковываются, мы складываем их вместе, и
тогда получается картина, которая зачастую отличается от известной.
- А зачем вообще пытаться разобраться в цивилизационных парадигмах? Меня,
например, учили, что существует классовая борьба и смена экономических
формаций. Потом оказалось, что все немного не так, и, скажем, основатели
Советского государства сначала считались гениями, потом оказались кровавыми
палачами и тиранами. В итоге получается, что картина эта имеет весьма мало
отношения к современности, а тем более к будущему.
ИВАНОВ: Дело в том, что человечество всегда пыталось докопаться до
истины. А этот процесс всегда связан с исследовательской деятельностью. Большой
всплеск общественного интереса вызвал выход на Западе исследовательских
детективов Дэна Брауна "Код да Винчи" и "Ангелы и демоны";
общество потому и всколыхнулось, что там были затронуты коренные вопросы
цивилизации, истории христианства, вообще истории религии, и оказалось, что это
всем очень интересно. И поэтому мы думаем, что в этом ключе нужно писать
современные учебники истории.
- Учебники в стиле Дэна Брауна?!
ИВАНОВ: Не совсем так. Скорее, в стиле научно-исследовательских проектов
в самых разных областях человеческой деятельности, начиная от истории
технологий и кончая политической историей. Иначе получаются такие казусы, как
сегодня, когда совершенно отдельно существуют учебники истории для Украины,
причем это не только учебники для самой Украины, но и учебники мировой истории,
в которой Украина является центром мироздания. Или подобные учебники истории
для Киргизии, для Эстонии.
И одна из проблем отечественного школьного образования сейчас состоит в том,
что не могут написать учебники современной российской истории: период 90-х
годов прошлого века не включается в учебники, поскольку, по большому счету,
никто не знает, как эту историю писать. Дело осложняется тем, что многие
исторические личности той эпохи до сих пор являются действующими политиками, и
поэтому никто не может определить, как относиться к их деятельности, как вообще
с этим быть...