Способы и проблемы современного общения человека в большом городе и в
стремительно меняющейся цивилизации - вопрос, который мы хотим обсудить с Сергеем
Юрьевичем Ключниковым, директором Центра практической психологии, автором
многочисленных интереснейших книг, в том числе книги "Будь в контакте. Азы
эффективной коммуникации" из серии "Психология саморазвития".
Эти темы Сергей Ключников не один год развивает в своих работах и на
семинарах...
- Каковы же, на взгляд практического психолога с большим опытом, основные
проблемы современного общения? Информации огромное количество, способов
взаимодействия - тоже, но проблем меньше не становится, вдобавок появляются
новые...
КЛЮЧНИКОВ: Действительно, на современного человека сваливается множество
проблем, связанных с общением. Суть этих проблем - в нескольких факторах.
Во-первых, общение становится все более поверхностным: у людей нет времени, они
куда-то спешат, бегут. И обычный живой стиль человеческого общения тоже начинает
чем-то напоминать стиль sms-ок: привет - привет, как дела, ну все, побежал
дальше... Человек, который в ответ на подобный вопрос начинает рассказывать о
своей жизни, автоматически попадает в разряд "скучных", неинтересных
людей, зануд, которые "грузят", и так далее.
Вторая проблема - возрастает количество аутистов, людей очень замкнутых.
Возможно, отчасти это реакция на жесткую современную жизнь, на появление
интернет-коммуникаций, когда люди отвыкают от живого общения, погружаются в сеть,
сидят там подолгу, и вывести их из этой капсулы крайне трудно.
Наконец, третья проблема - проблема агрессивности, нетерпимости, отсутствия
должной толерантности, что выражается иногда в столкновениях разных групп
людей: богатых и бедных, приезжих и аборигенов, молодежи и людей в возрасте,
фанатов, болеющих за разные клубы...
И такой агрессивный стиль общения проникает повсеместно. Поэтому для
современного человека очень серьезной становится проблема научиться общаться,
научиться знакомиться, вести диалог, научиться привлекать друзей, гармоничных,
подходящих по складу людей. А также выводить за пределы своего общения людей
дисгармоничных, правильно вести себя в конфликтных ситуациях...