Великая алкогольная революция (Ярослав Кеслер)


Загрузить mp3-файл

Тема нашей программы - великая алкогольная революция. Об этом автор намерен расспросить своего старинного доброго знакомого, доктора химических наук, профессора Ярослава Аркадьевича Кеслера. Ярослав Кеслер - автор многочисленных и популярных книг по истории, по различным технологическим аспектам современной цивилизации.
И тема, которую мы решили осветить, - роль алкоголя как цивилизационного фактора как в нашей современной истории, так и в истории человечества - прошлого и будущего. А также вопрос, что случилось в XVI веке, что профессор Кеслер с коллегами датирует как некий цивилизационный прорыв.


КЕСЛЕР: Если коротко - цивилизационное событие может быть хорошим или плохим, - это другой вопрос. Но то, что появляется в массовом пользовании нечто, чего ранее не было, и становится в дальнейшем неизбывным атрибутом, принадлежностью цивилизации, - это и есть признак цивилизационного события. Причем не обязательно это появится у всех; достаточно некоей критической массы - примерно одной шестой. К примеру, интернет - цивилизационное событие? Безусловно. Население Земли - шесть с половиной миллиардов человек, примерно миллиард с небольшим охвачен интернетом. Событие состоялось? Да, состоялось.

- В ваших статьях, посвященных этой теме, вы берете отправной точкой именно XVI-й век. Но похоже, что вино и продукты брожения были задолго до этой даты...

КЕСЛЕР: Безусловно. Конечно, никто сейчас не может даже приблизительно установить дату начала виноделия как такового. Потому что если это природный продукт, он, естественно, потребляется человечеством. Скажем, виноград сам по себе является продуктом, а когда он сбраживается (а из-за филоксеры он может сбраживаться даже на лозе), возникает вопрос, что с этим делать. Так возникает наука под названием виноделие. Но алкоголизма никакого нет, и пьянства, кстати, тоже никакого нет.

Выдающийся русский ученый Юрий Васильевич Похлебкин в своей прекрасной монографии об истории русской водки, много сделавший и для Советского Союза, и для того, чтобы марка "водка" принадлежала именно России, а не кому-то другому, рассмотрел эти вещи очень подробно. Он пишет, и совершенно справедливо, что ни древние греки, ни древние римляне не пили неразбавленного вина. А разбавляли его либо вдвое, либо даже в три раза. То есть они пили натуральное вино, крепость которого естественным образом не может быть более шестнадцати процентов алкоголя. Если его разбавить втрое, получится напиток крепостью не более четырех процентов.

Представьте, сколько нужно было выпить такого разбавленного вина на вакханалиях, чтобы дойти до нужного состояния! Поэтому эти события, скорее всего, литературного порядка, и описаны они были гораздо позже, чем существовали древние греки и римляне, но все это было отнесено в глубокую древность. Тем не менее алкоголь не был присущ всему человечеству. Во-первых, виноград растет не везде, во-вторых, хранить натуральное вино более одного года точно не получится. А если его привезли в какие-то холодные места, или, скажем, обложили льдом, и оно немного подмерзло, - все, оно пропало. То есть, иными словами, с транпортировкой, хранением были серьезные трудности, и вино стоило дорого в местах, где виноград не выращивался.

Другое дело, что алкогольные напитки можно было делать из другого сырья, но это была бражка. Это продукты естественного брожения. В Японии рисовая бражка называется сакэ; подчеркиваю, что сакэ - это не продукт перегонки, это продукт естественного брожения. До определенного момента у человечества нет технологии перегонки, поэтому сакэ - та же бражка. Возьмем совершенно другой регион Земного шара - Новый свет. Там есть сок агавы - пульке; это тоже бражка из агавы, которая тоже не имеет алкогольной крепости, той, которой сейчас обладает та же текила...

EN