Продолжаем экскурсы в историю живописи, хронику истории европейской цивилизации. У нас в гостях - Виктория Эммануиловна Маркова, российский искусствовед, доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Пушкинского музея, специалист по искусству эпохи Возрождения. Говорим о выставке “Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России" .
- Работа Тициана "Саломея": Саломея держит блюдо с отрезанной головой Иоанна Предтечи. Как воспринимать современной молодежи подобные сюжеты?
Виктория Маркова: Это евангельский сюжет, - отношение к нему предполагает определенный пиетет. Саломея танцевала на пиру Ирода, держа на блюде голову Иоанна Предтечи; это было желание другой "героини" - матери Саломеи Иродиады. Иоанна Предтечу обезглавили по требованию Иродиады в темнице, где он томился, - Иоанн обличал Иродиаду за порочность.
Эта казнь запечатлена во многих картинах, скульптурных произведениях... В частности, у Караваджо есть поздняя картина, которую он написал на Мальте. Замечательная композиция "Усекновение главы Иоанна Предтечи". А вообще-то этот сюжет можно назвать традиционным, - он встречается в иконописи - в ранней живописи.
Существует и другой сюжет, который изображался похожим образом: Юдифь, обезглавившая Олоферна: Библия, Ветхий Завет...Олоферн - военачальник врагов иудейского народа, и потому Юдифь - героиня-спасительница...
Но что касается картины Тициана, то художник здесь отходит от более ранней традиции, и вообще до сих пор исследователи ее по-разному публикуют, а кто-то до сих пор называет ее "Юдифью". Но с точки зрения ветхозаветного сюжета здесь есть несоответствие: нет старой служанки, голову она держит на блюде, - этого не было в сюжете с Юдифью. Впрочем, что касается сюжета евангельского, - здесь тоже есть некоторые несоответствия! Я же считаю, что в этом - своеобразие искусства Тициана - недосказанность, которая свойственная всем венецианцам...