Венеция точка притяжения (Татьяна Данильянц)


Загрузить mp3-файл

Гостья программы "Неизвестная планета" - кинорежиссер, поэт и фотограф Татьяна Данильянц. Ведущий - Андрей Мартынов.

- Недавно нам довелось побывать в одной из прибалтийских стран, бывших советских республик, на книжной ярмарке-выставке, где Татьяна представила свой фильм "Венеция. На плаву". Это документальный фильм о том, как живет Венеция в повседневности, - о том, чего не видят туристы. И разговор мы решили начать с темы Венеции, города, который кому-то кажется сказочным и волшебным. Некоторые из моих друзей говорят, что "один раз побывать можно", - эти люди чаще бывают в Нью-Йорке, Лондоне, Москве, - в больших "неплавучих" городах. А что такое Венеция для Татьяны Данильянц?

Татьяна ДАНИЛЬЯНЦ: Хочу процитировать слова одного из участников первого фильма, - вы его не видели; фильм называется "Сад, который скрыт". А процитирую Франко Филиппи, издателя, писателя, блестящего эссеиста, который в одном из своих эссе говорит, что Венеция - это всё. И я могу с ним солидаризироваться, потому что для меня Венеция - точка притяжения, магнит. Для меня, для моей души, для того, о чем я мечтаю. И так - уже восемнадцать лет...

В первый раз я приехала туда стажироваться; окончила Суриковский институт как искусствовед, и мы всей нашей огромной компанией, куда входили итальянцы, подали заявку, чтобы попасть на три месяца на стажировку в Венецию, в американский музей Пегги Гуггенхайм. И получилось так счастливо, что из всех подавших заявку туда попала я. Так что впервые я приехала в Венецию в 95-м году, хотя мои отношения с Венецией тогда сложились неоднозначно: из теплой московской квартиры, будучи обласкана Суриковским институтом, поступив в аспирантуру Академии художеств, я оказалась на стажировке в музее, где основным условием получения гранта была просто ежедневная смотрительская работа в залах музея.

- Это как бабушки сидят?..

Татьяна ДАНИЛЬЯНЦ: Да! Причем когда мы все, молодые художники и искусствоведы, подавали аппликацию, то в аппликации была такая странная фраза: "Если у вас есть особые амбиции, то, пожалуйста, не подавайте нам заявки". И никто из нас не обратил внимания на эту простую фразу. А значила она буквально следующее: ребята, вы получили свое блестящее образование, окончили свои лучшие институты, а сейчас мы вам покажем, что такое искусствовед по-американски.

А по-американски означает, что ты приезжаешь на работу без пяти девять, причем, опоздать ты не можешь, потому что в этом случае тебя ждет ужасная проработка, а потом тебя просто выгоняют, - приезжаешь без десяти девять на работу плавучим средством непонятно из какой части Венеции, а потом до пяти или шести вечера (уже не помню) переходишь из зала в зал как та самая смотрительница, и внимательно смотришь, не поцарапали ли, не изуродовали ли драгоценную коллекцию г-жи Гуггенхайм, которой уже нет в живых. Но это была великая женщина...

EN