Гостья программы "Неизвестная планета" - кинорежиссер, поэт и фотограф Татьяна Данильянц. Ведущий - Андрей Мартынов.
- Недавно нам довелось побывать в одной из прибалтийских стран,
бывших советских республик, на книжной ярмарке-выставке, где Татьяна
представила свой фильм "Венеция. На плаву". Это документальный фильм о
том, как живет Венеция в повседневности, - о том, чего не видят туристы.
И разговор мы решили начать с темы Венеции, города, который кому-то
кажется сказочным и волшебным. Некоторые из моих друзей говорят, что
"один раз побывать можно", - эти люди чаще бывают в Нью-Йорке, Лондоне,
Москве, - в больших "неплавучих" городах. А что такое Венеция для
Татьяны Данильянц?
Татьяна ДАНИЛЬЯНЦ: Хочу процитировать слова одного из участников
первого фильма, - вы его не видели; фильм называется "Сад, который
скрыт". А процитирую Франко Филиппи, издателя, писателя, блестящего
эссеиста, который в одном из своих эссе говорит, что Венеция - это всё.
И я могу с ним солидаризироваться, потому что для меня Венеция - точка
притяжения, магнит. Для меня, для моей души, для того, о чем я мечтаю. И
так - уже восемнадцать лет...
В первый раз я приехала туда стажироваться; окончила Суриковский
институт как искусствовед, и мы всей нашей огромной компанией, куда
входили итальянцы, подали заявку, чтобы попасть на три месяца на
стажировку в Венецию, в американский музей Пегги Гуггенхайм. И
получилось так счастливо, что из всех подавших заявку туда попала я. Так
что впервые я приехала в Венецию в 95-м году, хотя мои отношения с
Венецией тогда сложились неоднозначно: из теплой московской квартиры,
будучи обласкана Суриковским институтом, поступив в аспирантуру Академии
художеств, я оказалась на стажировке в музее, где основным условием
получения гранта была просто ежедневная смотрительская работа в залах
музея.
- Это как бабушки сидят?..
Татьяна ДАНИЛЬЯНЦ: Да! Причем когда мы все, молодые художники и
искусствоведы, подавали аппликацию, то в аппликации была такая странная
фраза: "Если у вас есть особые амбиции, то, пожалуйста, не подавайте нам
заявки". И никто из нас не обратил внимания на эту простую фразу. А
значила она буквально следующее: ребята, вы получили свое блестящее
образование, окончили свои лучшие институты, а сейчас мы вам покажем,
что такое искусствовед по-американски.
А по-американски означает, что ты приезжаешь на работу без пяти девять,
причем, опоздать ты не можешь, потому что в этом случае тебя ждет
ужасная проработка, а потом тебя просто выгоняют, - приезжаешь без
десяти девять на работу плавучим средством непонятно из какой части
Венеции, а потом до пяти или шести вечера (уже не помню) переходишь из
зала в зал как та самая смотрительница, и внимательно смотришь, не
поцарапали ли, не изуродовали ли драгоценную коллекцию г-жи Гуггенхайм,
которой уже нет в живых. Но это была великая женщина...