Те, кто интересуется современной философской литературой,
бесспорно, знакомы с книгой известного писателя, философа Дмитрия
Евгеньевича Галковского "Бесконечный тупик". Информационным
поводом для встречи с Дмитрием Галковским на этот раз послужил выход его новой
книги - "Два идиота"; это сборник статей, публикаций в "Живом
журнале" (в этом интернет-пространстве люди обсуждают самые разные темы,
начиная от хоккея и заканчивая судьбами России и истории развития Вселенной,
общаются и ведут дневники)...
Итак, перед нами сборник статей Дмитрия Галковского по актуальным вопросам
политики и истории. Среди тем, затрагиваемых в книге, - загадочные фигуры
Русской революции, советские политические деятели, положение в современной
армии, системе образования, международный терроризм, российско-украинские
отношения, старообрядчество, русская философская мысль и многое другое. Среди
героев сборника - Черчилль, Березовский, Дугин, Лимонов, Менжинский, Брежнев,
Хичкок, Красин, Савва Морозов и еще десятки имен. Зачем все это пишется, для
кого, и почему такой широкий спектр тем? Почему Дмитрий Галковский не
разрабатывает какую-то одну тему? Об этом автор программы решил спросить самого
писателя...
ГАЛКОВСКИЙ: При внешнем разбросе все эти темы на самом деле связаны.
Сквозная объединяющая тема - попытка осмысления того, что произошло с нашей
страной около ста лет назад, как получилось так, что одно государство внезапно
трансформировалось в совершенно другое государство, а оно, в свою очередь,
снова резко трансформировалось без достаточно серьезного внешнего воздействия.
Ведь события 91-го года произошли без влияния (по крайней мере, существенного,
извне. То есть накапливавшийся груз внутренних проблем привел к трансформации
общества.
- Вы рассматриваете историю России как непрерывную цепь событий?
ГАЛКОВСКИЙ: Конечно, это поток времени, людей, событий; он
переплетается, возникают завихрения, очень странные ассоциации, и для меня,
человека с определенной художественной жилкой, интересно посмотреть на всякого
рода пограничные фигуры; в них раскрывается какая-то сущность. Допустим,
понятно, почему Ленин был революционером, почему он пытался свергнуть строй, но
вот почему это делал Савва Морозов? Почему он финансировал силы, которые
разрушали его благосостояние?
- Савва Морозов - один из фигурантов вашей книги, известный предприниматель,
состоятельный человек, который финансировал, финансировал и...
ГАЛКОВСКИЙ: Дофинансировался до того, что, по одной из версий, его и
убили те люди, которых он финансировал. И эта версия очень хорошо подкреплена
фактами...
- Что это был за деятель, Савва Морозов? Какие у него были образы будущего
России?
ГАЛКОВСКИЙ: Савву Морозова представляют в виде парадоксальной
импозантной фигуры, очень мало связанной со своей средой. По-моему, наоборот,
это человек среды, связанный с контекстом той грандиозной экономической общины,
к которой он принадлежал, - старообрядчеством. Я считаю, что старообрядчество в
современном сознании имеет искаженную трактовку. Происходит смещение понятий;
одно дело - старообрядчество начала XVIII-го века, и совсем другое - конца XIX
- начала XX-го века.
Старообрядцы составляли часть российской элиты, интеллектуальной и культурной;
это были образованные люди, имевшие высшее образование, говорившие на разных
языках, часто выезжавшие за рубеж, и внешне они ничем не отличались от людей
своего класса. Но у них была идеология старообрядчества, и эта идеология
базировалась на некоторых постулатах, которые оказались разрушительными. В
частности, старообрядцы были очень негативно настроены к существовавшей тогда в
России власти, к монархии...
- К монархии как к системе государственного устройства?
ГАЛКОВСКИЙ: Я думаю, дело было не в системе, хотя на позднем этапе это
маскировалось и стремлением к демократизации общества; речь шла о том, что это
были люди, чуждые в религиозном смысле и бывшие в некотором роде деструктивным
элементом в русской истории. Они негативно относились к основной массе русского
православного населения, и это использовалось сознательно. Известный
социал-демократ Бонч-Бруевич написал несколько исследований о сектантстве, о
старообрядчестве, и совершенно сознательно пытался использовать их в
революционной борьбе. И небезуспешно: известно, что ряд крупных деятелей
Февральской революции были старообрядцами...