Видение Саввы Морозова (Дмитрий Галковский)


Загрузить mp3-файл

Те, кто интересуется современной философской литературой, бесспорно, знакомы с книгой известного писателя, философа Дмитрия Евгеньевича Галковского "Бесконечный тупик". Информационным поводом для встречи с Дмитрием Галковским на этот раз послужил выход его новой книги - "Два идиота"; это сборник статей, публикаций в "Живом журнале" (в этом интернет-пространстве люди обсуждают самые разные темы, начиная от хоккея и заканчивая судьбами России и истории развития Вселенной, общаются и ведут дневники)...


Итак, перед нами сборник статей Дмитрия Галковского по актуальным вопросам политики и истории. Среди тем, затрагиваемых в книге, - загадочные фигуры Русской революции, советские политические деятели, положение в современной армии, системе образования, международный терроризм, российско-украинские отношения, старообрядчество, русская философская мысль и многое другое. Среди героев сборника - Черчилль, Березовский, Дугин, Лимонов, Менжинский, Брежнев, Хичкок, Красин, Савва Морозов и еще десятки имен. Зачем все это пишется, для кого, и почему такой широкий спектр тем? Почему Дмитрий Галковский не разрабатывает какую-то одну тему? Об этом автор программы решил спросить самого писателя...

ГАЛКОВСКИЙ: При внешнем разбросе все эти темы на самом деле связаны. Сквозная объединяющая тема - попытка осмысления того, что произошло с нашей страной около ста лет назад, как получилось так, что одно государство внезапно трансформировалось в совершенно другое государство, а оно, в свою очередь, снова резко трансформировалось без достаточно серьезного внешнего воздействия. Ведь события 91-го года произошли без влияния (по крайней мере, существенного, извне. То есть накапливавшийся груз внутренних проблем привел к трансформации общества.

- Вы рассматриваете историю России как непрерывную цепь событий?

ГАЛКОВСКИЙ: Конечно, это поток времени, людей, событий; он переплетается, возникают завихрения, очень странные ассоциации, и для меня, человека с определенной художественной жилкой, интересно посмотреть на всякого рода пограничные фигуры; в них раскрывается какая-то сущность. Допустим, понятно, почему Ленин был революционером, почему он пытался свергнуть строй, но вот почему это делал Савва Морозов? Почему он финансировал силы, которые разрушали его благосостояние?

- Савва Морозов - один из фигурантов вашей книги, известный предприниматель, состоятельный человек, который финансировал, финансировал и...

ГАЛКОВСКИЙ: Дофинансировался до того, что, по одной из версий, его и убили те люди, которых он финансировал. И эта версия очень хорошо подкреплена фактами...

- Что это был за деятель, Савва Морозов? Какие у него были образы будущего России?

ГАЛКОВСКИЙ: Савву Морозова представляют в виде парадоксальной импозантной фигуры, очень мало связанной со своей средой. По-моему, наоборот, это человек среды, связанный с контекстом той грандиозной экономической общины, к которой он принадлежал, - старообрядчеством. Я считаю, что старообрядчество в современном сознании имеет искаженную трактовку. Происходит смещение понятий; одно дело - старообрядчество начала XVIII-го века, и совсем другое - конца XIX - начала XX-го века.

Старообрядцы составляли часть российской элиты, интеллектуальной и культурной; это были образованные люди, имевшие высшее образование, говорившие на разных языках, часто выезжавшие за рубеж, и внешне они ничем не отличались от людей своего класса. Но у них была идеология старообрядчества, и эта идеология базировалась на некоторых постулатах, которые оказались разрушительными. В частности, старообрядцы были очень негативно настроены к существовавшей тогда в России власти, к монархии...

- К монархии как к системе государственного устройства?

ГАЛКОВСКИЙ: Я думаю, дело было не в системе, хотя на позднем этапе это маскировалось и стремлением к демократизации общества; речь шла о том, что это были люди, чуждые в религиозном смысле и бывшие в некотором роде деструктивным элементом в русской истории. Они негативно относились к основной массе русского православного населения, и это использовалось сознательно. Известный социал-демократ Бонч-Бруевич написал несколько исследований о сектантстве, о старообрядчестве, и совершенно сознательно пытался использовать их в революционной борьбе. И небезуспешно: известно, что ряд крупных деятелей Февральской революции были старообрядцами...

EN