А.М.: Добрый день, меня зовут Андрей Мартынов. Сегодня
мы подводим итоги викторины, которая шла у нас в течение нескольких
месяцев; туда были включены разнообразные вопросы и про Льва Толстого,
и про символику, и даже про круги на полях; и почта, которую мы
получили, нас всех на «Неизвестной планете» откровенно порадовала. С
одной стороны, мы многое сами узнали; с другой стороны, ответы на
предложенные вопросы предполагали некую работу и некий ход мысли. И
мы очень четко увидели, каким образом наша аудитория работает с
информацией. Так что первый вывод об этой викторине – это здорово! Всем
спасибо!
Итак, первый вопрос звучал так: «Знал ли Лев Николаевич
Толстой электричество?» Я сейчас зачитаю несколько вариантов ответов и
комментариев от наших радиослушателей. Я думаю, что вам это интересно,
потому что та аудитория, в которой мы работаем, - это все мы. Вы сейчас
слушаете радиоприемники, и тысячи людей в разных городах и странах
сейчас делают то же самое. И мы сейчас в эфире продемонстрируем такой мозговой штурм.
По Интернету нам пришел ответ от Анны:
"По-видимому, знал. Писатель жил до 1910-го года, а история
электричества ведет свой отсчет с 1870-го года, когда была изобретена
лампа накаливания. Через шесть лет после этого русский инженер Яблочков
открыл электрическую свечу. Практическое применение электричество в
России нашло не сразу, сначала электрические свечи использовались для
освещения улиц. В усадьбе Толстого электричество могло не
использоваться, но о его наличии писатель должен был знать".
Вадим Николаевич Найданов (город
Куртамыш Курганской области): "В своих письмах Софье Андреевне из
башкирских степей Толстой пишет о возможности пользоваться телеграфом
еще в 1871-м году. Цитата: "Если буду покупать, можно будет
телеграфировать. Я тебе телеграфирую, когда буду ехать, с пути…" Речь
идет о покупке земли в Башкирии. Интересный момент: Лев Николаевич
Толстой присматривал себе землю в Башкирии. Далее из письма Вадима
Николаевича: «Еще в 1836-м году в Петербурге уже существовала
телеграфная линия, построенная на основе созданных сыном русского
офицера Шеллинга однострелочных телеграфных аппаратов с двоичной
системой кодирования сигналов. В романе "Анна Каренина" один из героев
прямо говорит: "Да, до всего дошло теперь всякое усовершенствование, -
сказал Степан Аркадьевич. - Электрический свет везде". В 1909-м году
Толстой проезжал через Москву по пути в Крекшино, в имение своего друга
Черткова; он был поражен новшеством: появились трамвайные линии, первые
кинематографы, один из которых он и посетил. Таким образом, Лев
Николаевич Толстой не только знал об электричестве, но и имел
представление о его применении в транспорте, быту, средствах связи..."
Нина Владимировна Голикова из Мурманска пишет:
«Бесспорно знал! В своих воспоминаниях В.Булгаков пишет о том, что
Толстой был приглашен на сеанс кинематографа: «Большой зал. Темные
занавеси на окнах. Освещение – электрическими фонарями. В глубине зала
– большой экран… Электричество потухло…, и на экране замелькали
картины».
Инна Аркадьевна Рослякова из Краснодара приводит
интересный комментарий: «Толстой к научно-техническим достижениям
своего времени относился с предубеждениями. В статье «Прогресс и
определение образования» (1862) он касается таких явлений как пар и
электричество (телеграф). Но в «порабощении пространства и времени
посредством электричества» он не видел блага для человечества. В
«Исповеди» Толстой пишет, что наука дает множество ответов на вопросы,
которые он не спрашивал (о химическом составе звезд, о происхождении
человека, о формах атомов, о колебаниях частиц…). А на главный вопрос –
в чем смысл жизни?- ответ один: ты – случайно сцепившийся комочек
чего-то, этот комочек преет, и это пренье называется жизнью». Кто знает
и любит Толстого, стиль узнаваем однозначно.
Альбина Константиновна Боброва из Бийска Алтайского края приводит
цитату из книги Валентина Булгакова «Л.Н.Толстой в последний год его
жизни», в ней упоминаются свечи, керосиновая лампа, электрический
фонарик. При этом Альбина Константиновна задает вопрос: «А было ли в
доме электрическое освещение - для меня вопрос открытый».
Александр Николаевич Колесников из Новосибирска приводит
интересную информацию: «Знал. В 70-е годы Толстой написал «Азбуку» и
«Новую азбуку», ради этого он прервал даже работу над «Анной
Карениной». «Азбука» графа Л.Н.Толстого – это четыре книги учебных
материалов. Это энциклопедия для детей, где раскрываются основные
понятия физики, химии, ботаники, зоологии, а также явлений магнетизма
и электричества».
По Интернету от человека под именем Жека
сообщение: «В его время уже было электричество, но он принципиально жил
"при свечках" в деревне». Это к вопросу о противоречивости образа Льва
Николаевича, который босиком ходил за сохой. Но, напомню, ездил в
Башкирию покупать землю и телеграфировал об этом Софье Андреевне.
Натали прислала
сообщение тоже через Интернет: «Да, знал. Вообще, он был "посвященным".
По крайней мере, ложа Блаватской часто использовала его статьи. Как
отозвалась о нем Е.П.Б. - он был "доморощенным" посвященным...»
Анжела Осинникова (г. Александровск, Пермский край, школа №1, астрономический кружок). Этот
ответ нам очень понравился, спасибо большое. Это такое коллективное
творчество школьников – участников астрономического кружка. К ответу
приложены фотографии кабинета Толстого, комнаты Софьи Андреевны,
библиотеки и отдельно фонографа. Из письма Анжелы: «Во-первых, годы
жизни Л.Толстого совпадают с появлением и развитием электричества.
Во-вторых, он был умным, образованным человеком, написал учебник
«Азбука», который включал рассказы об электричестве.
В-третьих, в
рассказе «Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?» говорится об
электричестве. В-четвертых, он был знаком с Т.Эдисоном, который подарил
ему в 1908 г. фонограф. На нем записывался голос писателя. В-пятых, в
доме в Ясной Поляне были электрические лампы. Это подтверждают
фотографии». Ребята, кстати, продемонстрировали грамотный подход к
работе с информацией, проверив годы жизни Толстого и годы внедрения
электричества в нашей жизни. Вообще группа ответов на первый вопрос
очень интересна, потому что многие мои товарищи задумывались, когда я
задавал им этот вопрос. На вопрос «Знал ли Пушкин электричество?» все
говорили: «Не знал и знать не мог». Хотя, кстати говоря, телеграфная
линия в Петербурге (как верно подсказал Вадим Николаевич Найданов)
существовала уже в 1836 году. Так что, может быть, Пушкин знал
электричество… У нас возникла еще одна тема, которую мы осветим чуть
позже в наших передачах – это отношение Льва Николаевича к Шекспиру.
Коротко говоря, Толстой не видел в Шекспире талантливого драматурга и
считал, что тот писал полную чепуху. На эту тему у него есть статья.
Второй вопрос звучал так: «Сколько Иерусалимов вы знаете? Является ли
Иерусалим географическим названием или понятием?» Очень интересные
ответы именно с точки зрения хода мыслей наших радиослушателей.
Инна Аркадьевна Рослякова из Краснодара в
этом вопросе полностью полагается на академиков Г.Носовского и
А.Фоменко, которые считают, что Иерусалимом назывался Истамбул
(современный Стамбул), который был центром империи, расположенной на
Средиземном море. Далее она пишет: «Иерусалим в Палестине – случайно
выбранная точка на карте (предлог и оправдание войны с Турцией).
Название «Иерусалим» было подвижным и в разное время прикладывалось к
разным городам, которые считались «центром православия».
Елена Ворошилова прислала
ответ через Интернет: «Город Иерусалим - конкретное географическое
место. В Библии говорится, что существуют и духовные места и понятия с
аналогичными названиями. Зачастую географические места не соответствуют
своим духовным тезкам по содержанию».
Таисия Михайловна Кузьмичева из Орска Оренбургской области приводит цитату из
песни Б.Гребенщикова «Под небом голубым есть город золотой с
прозрачными воротами и яркою звездой…», она пишет: «А «город золотой» -
это небесный Иерусалим, Божий город в центре райского сада Эдем.
Иерусалим – это географический, математический и естественный центр
Земли. Расстояние от самой северной точки Евразии до Иерусалима и от
самой южной ее точки до этого города – одинаковое, равно как от
Западной и Восточной точек. На мой взгляд, это не столько
географическое понятие, сколько духовно-нравственное,
философско-религиозное, некий эталон совершенства, духовный рай, куда
стремится душа. На средневековых картах в центре мира помещали
Иерусалим». Далее Таисия Михайловна приводит
теорию Карла Гюстава Юнга об архетипах и завершает письмо так: «Если
смотреть еще глубже, то можно сопоставить оба понятия - «Иерусалим» и
«город». Считаю, что сначала Иерусалим был духовно-религиозным
понятием, некой символической точкой отсчета духовной истории
человечества. От этой точки провели окружность – мир, а уже потом
появились понятия географические».
Наталья Захарова по Интернету: «Ерусалимы,
Иерусалимы церковные или Сионы — так назывались ковчеги
(дарохранительницы), имеющие подобие церкви; внизу у них блюдо, на
котором утверждены столбики, поддерживающие все здание (форма чаши в
виде изукрашенной башенки). Такие ковчеги известны у нас с XII в.
Иерусалим – это еще и город в Палестине. Первое упоминание об этом
городе относится к XV в. до н. э. и переводится как «город бога Шалим».
Наташа Плотникова из Александровска Пермского края, школы №1 пишет: «Скорее всего, люди сначала придумали понятие «Иерусалим» - божественное место.
Во-первых, часть слова «иер» принадлежит тем понятиям, которые связаны
с чем-то святым. Например, Иеремит-пророк, создавший план о падении
Иерусалима. Во-вторых, нынешний Иерусалим – место трех мировых религий:
иудаизм, мусульманство и христианство, что доказывает Дом Бога, т.к. он
один для всех. Значит, является понятием».
Следующий вопрос: «Символика серп и молот: откуда взялась, что означает и где присутствует?» Нина Владимировна Голикова из Мурманска пишет:
«Конфуций сказал, что знаки и символы управляют миром. И нет
государства без символов его самоидентификации независимости – гимна,
флага, герба. «Серп и молот» присутствуют на гербах бывшего СССР,
Республики Сан-Марино. Сицилия имеет в гербе серп как знак плодородия. Лунный серп
присутствует в гербах многих государств. В мифологии серп – символ
разрушительной работы времени, молот – молнии (Гефест создает в своей
кузнице громы и молнии для Зевса)».
Инна Аркадьевна Рослякова из Краснодара пишет:
«Невеселые знаки. Серп – знак Хроноса и Урана, символ смерти. Молоток
(вместе с гвоздями) – инструмент страстей Господней. Да еще если их
перекрестить, то какой бы «союз рабочих и крестьян» они при этом не
обозначали, ощущение возникают тревожные и остается осадок …В
современном гербе Австрии орел держит серп и молот, а также разорванные
цепи в разных лапах, не скрещивая! Наверное, в этом есть глубокий
смысл: символ светского, демократического государства не может иметь
религиозный тоталитарный характер».
Таисия Михайловна Кузьмичева из Орска Оренбургской области написала:
«Символика «серпа и молота» имеет многовековую историю и существовала
независимо от политических и экономических формаций. Хотя большевиками
верно было подмечено, что она связана с трудовой деятельностью людей. У
многих народов серп стал олицетворением конца жизни,
символом смерти. Не случайно на шумерских, вавилонских, ассирийских и
финикийских рельефах мы видим серпы в руках жрецов. Их основной
обязанностью было жертвоприношение богам, умерщвление жертв. В
греческой мифологии – это атрибут Гефеста. Молот считался символом
силы, борьбы. Не случайно прозвище «молот» (Маккавей, Маккаби) носил
Иуда – предводитель борьбы еврейского народа против греческого
владычества во II веке до н.э. Огромную роль молот играл в масонской символике как атрибут мастера высшей степени».
Георгий Дмитриевич Смирнов из Архангельска прислал
очень подробные ответы с иллюстрациями, он пишет: «Думал, что все
вопросы легкие, а на самом деле они с «заковырками». Я с 15-го ноября
не вылезал из областной библиотеки, так что расширил свои познания.
Итак, весной 1918 г. художники представили и использовали на практике
более 20-ти эмблем революционной направленности: пламя, факел, разбитые
цепи, плуг, лукошко, рукопожатие, восходящее солнце, колосья, летящий
паровоз… После неудачи с конкурсом на лучший проект советских печати и
герба выбор пал на известного художника-графика и живописца с мировым
именем Сергея Васильевича Чехонина. Современники называли его
создателем первого советского герба. По поводу геральдической
грамотности первых советских эмблем Чехонин консультировался с
Владиславом Лукомским – виднейшим русским специалистом по отечественным
гербам. «Серп и молот» присутствовал также в гербах бывших Союзных
республик и стран Восточной Европы. На оборотной стороне червонца 1923
г. на фоне фабричного города изображен крестьянин-сеятель с лукошком. А
на лицевой стороне – герб РСФСР и лозунг «Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!» Рисунком послужила скульптура И.Шадра «Сеятель».
Тимшина Л. из Александровска Пермского края, школы №1 пишет: «Серп и молот
означают союз рабочих и крестьян, присутствуют в гербах городов
Геленджик, Домодедово, Пушкино. В гербах некоторых государств есть
аналоги. В гербе Новой Зеландии есть молот и сноп колосьев, но нет
серпа. В австрийском гербе в одной лапе орла есть серп, в другой –
молот. Также эти символы изображены в гербах Лаоса, Намибии, Замбии,
Гондураса. В различных количествах и вариантах эти символы есть в
гербах следующих государств: Турция, Туркмения, Сингапур, Пакистан,
Непал, Мальдивы, Малайзия, Тунис, Каморские о-ва. В гербе Замбии –
аналогия топора и серпа как и в гербе Анголы».
К чему
был этот вопрос? К тому, что сама символика имеет многозначные
толкования и трактовки. Даже если предположить, что кто-то когда-то
первым изобрел этот символ, во времени он менялся. Что касается Австрии
и Советской России. Дело в том, что Россия и Австро-Венгрия – это две
империи, которые потерпели поражение в первой мировой войне. И каким-то
загадочным образом серп и молот
оказался на гербах именно этих государств: бывшей романовской империи и
бывшей империи Габсбургов. Масонские ли это символы, или сами
государства их выбирали, или их им навязали победители (Британская
империя) – тут может быть много толкований. На здании Московского
телеграфа в Москве в гербе Советского Союза, который там до сих пор
присутствует, внизу серп и молот расположены точно так же,
как и в гербе Австрии. Правда Австрия сохранила в изображении
двуглавого орла, но ему в лапы были помещены серп и молот вместо скипетра и державы. Так что думайте, что это могло бы означать после 1918 года.
Еще один вопрос:«Откуда пошло выражение «хлеб-соль»? Очень интересные ответы и разнообразные трактовки. Анастасия Кудикова из Хабаровска
пишет: «По Евангелию хлеб надо понимать в двух ипостасях – материальная
пища (продукт для еды) и духовная пища для души. «Ни хлебом единым, но
всяким словом, исходящим из уст Божьих, будет сыт человек». Я понимаю
выражение «хлеб-соль» как единство души и тела. В традициях народов
Европы встречать гостей хлебом и солью. Часто к этому добавляют вино,
мясо, рыбу. Азиаты встречают гостей рисовыми лепешками и фруктами.
Тибетцы встречают чаем и ячменными лепешками. Поднося гостю хлеб, мы
желаем ему благополучия и богатства; щепотка соли - это защита от
врагов».
Никаприслала
ответ по Интернету: «Аналог «хлеб-соль»: традиция подношения семи чаш,
как и само буддийское учение, пришла в Тибет из Индии, где семью
подношениями встречали уставших с дороги гостей».
Альбина Константиновна Боброва из Бийска Алтайского края пишет:
«Польский лексикограф Кнапский (1564-1638) говорит, что хлеб у русских
служит символом дружбы: «прошу хлеба (соли) кушать», «я у него хлеб
ел». Самым обидным упреком были слова – «ты забыл мою хлеб-соль». У древних греков говорилось: «нарушить право соли и трапезы».
Юрий Васильевич Карасев из города Кимры Тверской области
написал: «Соль на Руси являлась продуктом ценным, т.к. завозилась из
южных областей и ее добыча была тяжелой. В истории известны «солевые
бунты». Поэтому встречать гостя «хлебом-солью» считалось верхом
расположения к нему. Иногда прощаясь, говорят «спасибо за хлеб-соль»,
бывает и с сарказмом – в зависимости от радушия хозяина»
Альберт Стародубцев по Интернету прислал
следующее: «Наиболее сакральной пищей у восточных славян считается
хлеб. Представления о том, что он вмещает в себя счастье и благополучие
дома, во многом определили правила обращения с хлебом во время еды.
"Тхал-роти" - индийский аналог нашего "Хлеба-соли". По сути - это
обыкновенная вареная чечевица. "Баурсак" - "хлеб-соль" по-казахски.
"Свиная голова на подносе" - "хлеб-соль" по-испански. "Чак-Чак" -
"хлеб-соль" по-татарски. "Мамалыга и брынза" - "хлеб-соль"
по-молдавски».
Видите, все эти обряды и ритуалы имеют одно и то
же значение. Я приведу мнение Николая Вашкевича, известного арабиста,
который объясняет, что все русские идиомы, не имеющие прямого
толкования (их более 1000 штук), раскрываются через арабский язык. А
по-арабски это звучит как халабби васыль. По мнению Вашкевича именно это словосочетание было трансформировано в хлеб-соль просто по созвучию. А по-арабски оно означает: все сделаю для приезжего,
т.е. для гостя. Обряды и ритуалы имеют значение тогда, когда разные
люди вкладывают в них один и тот же смысл. Тогда возникает общение,
коммуникация. Если люди трактуют символы как-то иначе, то общения не
получается, и иногда это дело приводит к конфликтам. Это касается и
Иерусалима, и серпа и молота, и хлеба-соли. Чем больше мы понимаем, тем легче нам общаться с окружающей средой и людьми, которые вокруг нас.
Еще один вопрос, который я не буду сегодня освещать, - это «Круги на
полях». Очень много версий и вариантов. Я просто приглашу Вадима
Черноброва, чтобы поговорить на тему «Что такое круги на полях». Единственное, что могу сказать точно, что это не шутки фермеров, вернее – не только шутки.
В заключение объявляю фамилии победителей: Найданов Вадим Николаевич
(г. Куртамыш Курганской обл.), Смирнов Георгий Дмитриевич (г. Архангельск),
Кузьмичева Таисия Михайловна с внуком Михаилом (г. Орск Оренбургской обл.),
Горяинов Дмитрий Семенович (г. Москва), Рослякова Инна Аркадьевна (г. Краснодар),
Голикова Нина Владимировна (г. Мурманск), Учащиеся астрономического
кружка средней общеобразовательной школы №1 (г. Александровск,
Пермского края).
Благодарю всех за активное участие, за интереснейшие письма, а также за
интерес к той самой жизни, которая нас окружает; за интерес к передаче
«Неизвестная планета». Было бы интересно знать ваше мнение: нужно ли
проводить такого рода викторины, и что это вам дает? Может быть, надо
просто продолжать приглашать разных гостей… Ждем ваших писем. Наш
адрес: 125040, Москва, Радио России, передача «Неизвестная планета».
Напоминаю, что
с середины марта наши передачи выходят в эфир только по четвергам в
13-30. И мы еще в прямом эфире на Маяке по воскресеньям в 19-00 (по
московскому времени). Меня зовут Андрей Мартынов. До встречи через неделю.