Викторина: подведем итоги (Андрей Мартынов)


Загрузить mp3-файл

А.М.: Добрый день, меня зовут Андрей Мартынов. Сегодня мы подводим итоги викторины, которая шла у нас в течение нескольких месяцев; туда были включены разнообразные вопросы и про Льва Толстого, и про символику, и даже про круги на полях; и почта, которую мы получили, нас всех на «Неизвестной планете» откровенно порадовала. С одной стороны, мы многое сами узнали; с другой стороны, ответы на предложенные вопросы   предполагали некую работу и некий ход мысли. И мы очень четко увидели, каким образом наша аудитория работает с информацией. Так что первый вывод об этой викторине – это здорово! Всем спасибо!
Итак, первый вопрос звучал так: «Знал ли Лев Николаевич Толстой электричество?» Я сейчас зачитаю несколько вариантов ответов и комментариев от наших радиослушателей. Я думаю, что вам это интересно, потому что та аудитория, в которой мы работаем, - это все мы. Вы сейчас слушаете радиоприемники, и тысячи людей в разных городах и странах сейчас делают то же самое. И мы сейчас в эфире продемонстрируем такой мозговой штурм.
По Интернету нам пришел ответ от Анны: "По-видимому, знал. Писатель жил до 1910-го года, а история электричества ведет свой отсчет с 1870-го года, когда была изобретена лампа накаливания. Через шесть лет после этого русский инженер Яблочков открыл электрическую свечу. Практическое применение электричество в России нашло не сразу, сначала электрические свечи использовались для освещения улиц. В усадьбе Толстого электричество могло не использоваться, но о его наличии писатель должен был знать".
Вадим Николаевич Найданов (город Куртамыш Курганской области): "В своих письмах Софье Андреевне из башкирских степей Толстой пишет о возможности пользоваться телеграфом еще в 1871-м году. Цитата: "Если буду покупать, можно будет телеграфировать. Я тебе телеграфирую, когда буду ехать, с пути…" Речь идет о покупке земли в Башкирии.  Интересный момент: Лев Николаевич Толстой присматривал себе землю в Башкирии. Далее из письма Вадима Николаевича: «Еще в 1836-м году в Петербурге уже существовала телеграфная линия, построенная на основе созданных сыном русского офицера Шеллинга однострелочных телеграфных аппаратов с двоичной системой кодирования сигналов. В романе "Анна Каренина" один из героев прямо говорит: "Да, до всего дошло теперь всякое усовершенствование, - сказал Степан Аркадьевич. - Электрический свет везде". В 1909-м году Толстой проезжал через Москву по пути в Крекшино, в имение своего друга Черткова; он был поражен новшеством: появились трамвайные линии, первые кинематографы, один из которых он и посетил. Таким образом, Лев Николаевич Толстой не только знал об электричестве, но и имел представление о его применении в транспорте, быту, средствах связи..."
Нина Владимировна Голикова из Мурманска пишет: «Бесспорно знал! В своих воспоминаниях В.Булгаков пишет о том, что Толстой был приглашен на сеанс кинематографа: «Большой зал. Темные занавеси на окнах. Освещение – электрическими фонарями. В глубине зала – большой экран… Электричество потухло…, и на экране замелькали картины».
Инна Аркадьевна Рослякова из Краснодара приводит интересный комментарий: «Толстой к научно-техническим достижениям своего времени относился с предубеждениями. В статье «Прогресс и определение образования» (1862) он касается таких явлений как пар и электричество (телеграф). Но в «порабощении пространства и времени посредством электричества» он не видел блага для человечества. В «Исповеди» Толстой пишет, что наука дает множество ответов на вопросы, которые он не спрашивал (о химическом составе звезд, о происхождении человека, о формах атомов, о колебаниях частиц…). А на главный вопрос – в чем смысл жизни?- ответ один: ты – случайно сцепившийся комочек чего-то, этот комочек преет, и это пренье называется жизнью». Кто знает и любит Толстого, стиль узнаваем однозначно. 
Альбина Константиновна Боброва из Бийска Алтайского края приводит цитату из книги Валентина Булгакова «Л.Н.Толстой в последний год его жизни», в ней упоминаются свечи, керосиновая лампа, электрический фонарик. При этом Альбина Константиновна задает вопрос: «А было ли в доме электрическое освещение -  для меня вопрос открытый».
Александр Николаевич Колесников из Новосибирска приводит интересную информацию: «Знал. В 70-е годы Толстой написал  «Азбуку» и «Новую азбуку», ради этого он  прервал даже работу над «Анной Карениной». «Азбука» графа Л.Н.Толстого – это четыре книги учебных материалов. Это энциклопедия для детей, где раскрываются основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, а также  явлений магнетизма и электричества».
По Интернету от человека под именем Жека сообщение: «В его время уже было электричество, но он принципиально жил "при свечках" в деревне». Это к вопросу о противоречивости образа Льва Николаевича, который босиком ходил за сохой. Но, напомню, ездил в Башкирию покупать землю и телеграфировал об этом Софье Андреевне.
Натали прислала сообщение тоже через Интернет: «Да, знал. Вообще, он был "посвященным". По крайней мере, ложа Блаватской часто использовала его статьи. Как отозвалась о нем Е.П.Б. - он был "доморощенным" посвященным...»
Анжела Осинникова (г. Александровск, Пермский край, школа №1, астрономический кружок). Этот ответ нам очень понравился, спасибо большое. Это такое коллективное творчество школьников – участников астрономического кружка. К ответу приложены фотографии кабинета Толстого, комнаты Софьи Андреевны, библиотеки  и отдельно фонографа. Из письма Анжелы: «Во-первых, годы жизни Л.Толстого совпадают с появлением и развитием электричества. Во-вторых, он был умным, образованным человеком, написал учебник «Азбука», который включал рассказы об электричестве.
В-третьих, в рассказе «Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?» говорится об электричестве. В-четвертых, он был знаком с Т.Эдисоном, который подарил ему в 1908 г. фонограф. На нем записывался голос писателя. В-пятых, в доме в Ясной Поляне были электрические лампы. Это подтверждают фотографии». Ребята, кстати, продемонстрировали грамотный подход к работе с информацией, проверив годы жизни Толстого и годы внедрения электричества в нашей жизни. Вообще группа ответов на первый вопрос очень интересна, потому что многие мои товарищи задумывались, когда я задавал им этот вопрос. На вопрос «Знал ли Пушкин электричество?» все говорили: «Не знал и знать не мог». Хотя, кстати говоря, телеграфная линия в Петербурге (как верно подсказал Вадим Николаевич Найданов) существовала уже в 1836 году. Так что, может быть, Пушкин знал электричество… У нас возникла еще одна тема, которую мы осветим чуть позже в наших передачах – это отношение Льва Николаевича к Шекспиру. Коротко говоря, Толстой не видел в Шекспире талантливого драматурга и считал, что тот писал полную чепуху. На эту тему у него есть статья.
Второй вопрос звучал так: «Сколько Иерусалимов вы знаете? Является ли Иерусалим  географическим названием или понятием?» Очень интересные ответы именно с точки зрения хода мыслей наших радиослушателей.
Инна Аркадьевна Рослякова из Краснодара в этом вопросе полностью полагается на академиков Г.Носовского и А.Фоменко, которые считают, что Иерусалимом назывался Истамбул (современный Стамбул), который был центром империи, расположенной на Средиземном море. Далее она пишет: «Иерусалим в Палестине – случайно выбранная точка на карте (предлог и оправдание войны с Турцией). Название «Иерусалим» было подвижным и в разное время прикладывалось к разным городам, которые считались «центром православия».
Елена Ворошилова прислала ответ через Интернет: «Город Иерусалим - конкретное географическое место. В Библии говорится, что существуют и духовные места и понятия с аналогичными названиями. Зачастую географические места не соответствуют своим духовным тезкам по содержанию».
Таисия Михайловна Кузьмичева из Орска Оренбургской области приводит цитату из
песни Б.Гребенщикова «Под небом голубым есть город золотой с прозрачными воротами и яркою звездой…», она пишет: «А «город золотой» - это небесный Иерусалим, Божий город в центре райского сада Эдем. Иерусалим – это географический, математический и естественный центр Земли. Расстояние от самой северной точки Евразии до Иерусалима и от самой южной ее точки до этого города – одинаковое, равно как от Западной  и  Восточной точек. На мой взгляд, это не столько географическое понятие, сколько духовно-нравственное, философско-религиозное, некий эталон совершенства, духовный рай, куда стремится душа. На средневековых картах в центре мира помещали Иерусалим». Далее Таисия Михайловна приводит теорию Карла Гюстава Юнга об архетипах и завершает письмо так: «Если смотреть еще глубже, то можно сопоставить оба понятия - «Иерусалим» и «город». Считаю, что сначала Иерусалим был духовно-религиозным  понятием, некой символической точкой отсчета духовной истории человечества. От этой точки провели окружность – мир, а уже потом появились понятия географические».     
Наталья Захарова по Интернету: «Ерусалимы, Иерусалимы церковные или Сионы — так назывались ковчеги (дарохранительницы), имеющие подобие церкви; внизу у них блюдо, на котором утверждены столбики, поддерживающие все здание (форма чаши в виде изукрашенной башенки). Такие ковчеги известны у нас с XII в. Иерусалим – это еще и город в Палестине. Первое упоминание об этом городе относится к XV в. до н. э. и переводится как «город бога Шалим».
Наташа Плотникова из Александровска Пермского края, школы №1 пишет: «Скорее всего, люди сначала придумали понятие «Иерусалим» - божественное место. Во-первых, часть слова «иер» принадлежит тем понятиям, которые связаны с чем-то святым. Например, Иеремит-пророк, создавший план о падении Иерусалима. Во-вторых, нынешний Иерусалим – место трех мировых религий: иудаизм, мусульманство и христианство, что доказывает Дом Бога, т.к. он один для всех. Значит, является понятием».
Следующий вопрос: «Символика серп и молот: откуда взялась, что означает и где присутствует?» Нина Владимировна Голикова из Мурманска пишет: «Конфуций сказал, что знаки и символы управляют миром. И нет государства без символов его самоидентификации независимости – гимна, флага, герба. «Серп и молот» присутствуют на гербах бывшего СССР, Республики Сан-Марино. Сицилия имеет в гербе серп как знак плодородия. Лунный серп присутствует в гербах многих государств. В мифологии серп – символ разрушительной работы времени, молот – молнии (Гефест создает в своей кузнице громы и молнии для Зевса)».
Инна Аркадьевна Рослякова из Краснодара пишет: «Невеселые знаки. Серп – знак Хроноса и Урана, символ смерти. Молоток (вместе с гвоздями) – инструмент страстей Господней. Да еще если их перекрестить, то какой бы «союз рабочих и крестьян» они при этом не обозначали, ощущение возникают тревожные и остается осадок …В современном гербе Австрии орел держит серп и молот, а также разорванные цепи в разных лапах, не скрещивая! Наверное, в этом есть глубокий смысл: символ светского, демократического государства не может иметь религиозный тоталитарный характер».
Таисия Михайловна Кузьмичева из Орска Оренбургской области написала: «Символика «серпа и молота» имеет многовековую историю и существовала независимо от политических и экономических формаций. Хотя большевиками верно было подмечено, что она связана с трудовой деятельностью людей. У многих народов  серп  стал олицетворением конца жизни, символом смерти. Не случайно на шумерских, вавилонских, ассирийских и финикийских рельефах мы видим серпы в руках жрецов. Их основной обязанностью было жертвоприношение богам, умерщвление жертв. В греческой мифологии – это атрибут Гефеста. Молот считался символом силы, борьбы. Не случайно прозвище «молот» (Маккавей, Маккаби) носил Иуда – предводитель борьбы еврейского народа против греческого  владычества во II веке до н.э.  Огромную роль молот играл в масонской символике как атрибут мастера высшей степени».
Георгий Дмитриевич Смирнов из Архангельска прислал очень подробные ответы с  иллюстрациями, он пишет: «Думал, что все вопросы легкие, а на самом деле они с «заковырками». Я с 15-го ноября не вылезал из областной библиотеки, так что расширил свои познания. Итак, весной 1918 г. художники представили и использовали  на практике более 20-ти эмблем революционной направленности: пламя, факел, разбитые цепи, плуг, лукошко, рукопожатие, восходящее солнце, колосья, летящий паровоз… После неудачи с конкурсом на лучший проект советских печати и герба выбор пал на известного художника-графика и живописца с мировым именем Сергея Васильевича Чехонина. Современники называли его создателем первого советского герба. По поводу геральдической грамотности первых советских эмблем Чехонин консультировался с Владиславом Лукомским – виднейшим русским специалистом по отечественным гербам. «Серп и молот» присутствовал также в гербах  бывших Союзных республик и стран Восточной Европы. На оборотной стороне червонца 1923 г. на фоне фабричного города изображен крестьянин-сеятель с лукошком. А на лицевой стороне – герб РСФСР и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Рисунком послужила скульптура И.Шадра «Сеятель». 
       Тимшина Л. из Александровска Пермского края, школы №1 пишет: «Серп и молот  означают союз рабочих и крестьян, присутствуют в гербах  городов Геленджик, Домодедово, Пушкино. В гербах некоторых государств есть аналоги. В гербе Новой Зеландии есть молот и сноп колосьев, но нет серпа. В австрийском гербе в одной лапе орла есть серп, в другой – молот. Также эти символы  изображены в гербах  Лаоса, Намибии, Замбии, Гондураса. В различных количествах и вариантах эти символы есть в гербах следующих государств: Турция, Туркмения, Сингапур, Пакистан, Непал, Мальдивы,  Малайзия, Тунис, Каморские о-ва. В гербе Замбии – аналогия топора и серпа как и в гербе Анголы».
К чему был этот вопрос? К тому, что сама символика имеет многозначные толкования и трактовки. Даже если предположить, что кто-то когда-то первым изобрел этот символ, во времени он менялся. Что касается Австрии и Советской России. Дело в том, что Россия и Австро-Венгрия – это две империи, которые потерпели поражение в первой мировой войне. И каким-то загадочным образом серп и молот оказался на гербах именно этих государств: бывшей романовской империи и бывшей империи Габсбургов. Масонские ли это символы, или сами государства их выбирали, или их им навязали победители (Британская империя) – тут может быть много толкований. На здании Московского телеграфа в Москве в гербе Советского Союза, который там до сих пор присутствует, внизу серп и молот расположены точно так же, как и в гербе Австрии. Правда Австрия сохранила в изображении двуглавого орла, но ему в лапы были помещены серп и молот вместо скипетра и державы. Так что думайте, что это могло бы означать после 1918 года.
Еще один вопрос:«Откуда пошло выражение «хлеб-соль»? Очень интересные ответы и разнообразные трактовки. Анастасия Кудикова из Хабаровска пишет: «По Евангелию хлеб надо понимать в двух ипостасях – материальная пища (продукт для еды) и духовная пища для души. «Ни хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божьих, будет сыт человек». Я понимаю выражение «хлеб-соль» как единство души и тела. В традициях народов Европы встречать гостей хлебом и солью. Часто к этому добавляют вино, мясо, рыбу. Азиаты встречают гостей рисовыми лепешками  и фруктами. Тибетцы встречают чаем и  ячменными лепешками. Поднося гостю хлеб, мы желаем ему благополучия и богатства; щепотка соли  - это защита от врагов».
Никаприслала ответ по Интернету: «Аналог «хлеб-соль»: традиция подношения семи чаш, как и само буддийское учение, пришла в Тибет из Индии, где семью подношениями встречали уставших с дороги гостей».
 Альбина Константиновна Боброва из Бийска Алтайского края пишет: «Польский лексикограф Кнапский  (1564-1638) говорит, что хлеб у русских служит символом дружбы: «прошу хлеба (соли) кушать», «я у него хлеб ел». Самым обидным упреком были слова – «ты забыл мою хлеб-соль». У древних греков говорилось: «нарушить право соли и трапезы».
Юрий Васильевич Карасев из города Кимры Тверской области написал: «Соль на Руси являлась продуктом ценным, т.к. завозилась из южных областей и ее добыча была тяжелой. В истории известны «солевые бунты». Поэтому встречать гостя «хлебом-солью» считалось верхом расположения к нему. Иногда прощаясь, говорят «спасибо за хлеб-соль», бывает и с сарказмом – в зависимости от радушия хозяина»
Альберт Стародубцев по Интернету прислал следующее: «Наиболее сакральной пищей у восточных славян считается хлеб. Представления о том, что он вмещает в себя счастье и благополучие дома, во многом определили правила обращения с хлебом во время еды.   "Тхал-роти" - индийский аналог нашего "Хлеба-соли". По сути - это обыкновенная вареная чечевица. "Баурсак" - "хлеб-соль" по-казахски. "Свиная голова на подносе" - "хлеб-соль" по-испански.  "Чак-Чак" - "хлеб-соль" по-татарски. "Мамалыга и брынза" - "хлеб-соль" по-молдавски».  
Видите, все эти обряды и ритуалы имеют одно и то же значение. Я приведу мнение Николая Вашкевича, известного арабиста, который объясняет, что все русские идиомы, не имеющие прямого толкования (их более 1000 штук), раскрываются через арабский язык. А по-арабски это звучит как халабби васыль. По мнению Вашкевича именно это словосочетание было трансформировано в хлеб-соль просто по созвучию. А по-арабски оно означает: все сделаю для приезжего, т.е. для гостя. Обряды и ритуалы имеют значение тогда, когда разные люди вкладывают в них один и тот же смысл. Тогда возникает общение, коммуникация. Если люди трактуют символы как-то иначе, то общения не получается, и  иногда это дело приводит к конфликтам. Это касается и Иерусалима, и серпа и молота, и хлеба-соли. Чем больше мы понимаем, тем легче нам общаться с окружающей средой и людьми, которые вокруг нас.
Еще один вопрос, который я не буду сегодня освещать, - это «Круги на полях». Очень много версий и вариантов. Я просто приглашу Вадима Черноброва, чтобы поговорить на тему «Что такое круги на полях». Единственное, что могу сказать точно, что это не шутки фермеров, вернее – не только шутки.
В заключение объявляю фамилии победителей: Найданов Вадим Николаевич
(г. Куртамыш Курганской обл.), Смирнов Георгий Дмитриевич (г. Архангельск),
Кузьмичева Таисия Михайловна с внуком Михаилом (г. Орск Оренбургской обл.),
Горяинов Дмитрий Семенович  (г. Москва), Рослякова Инна Аркадьевна (г. Краснодар),
Голикова Нина Владимировна (г. Мурманск), Учащиеся астрономического кружка средней общеобразовательной школы №1 (г. Александровск, Пермского края).
Благодарю всех за активное участие, за интереснейшие письма, а также за интерес к той самой жизни, которая нас окружает; за интерес к передаче «Неизвестная планета». Было бы интересно знать ваше мнение: нужно ли проводить такого рода викторины, и что это вам дает? Может быть, надо просто продолжать приглашать разных гостей… Ждем ваших писем. Наш адрес: 125040, Москва, Радио России, передача «Неизвестная планета».  Напоминаю, что с середины марта наши передачи выходят в эфир только по четвергам в 13-30. И мы еще в прямом эфире на Маяке по воскресеньям в 19-00 (по московскому времени). Меня зовут Андрей Мартынов. До встречи  через неделю.

EN