Возвращение энциклопедистов (Галина Ершова)


Загрузить mp3-файл

История имеет дело с таким количеством фактов, что историку подчас необходимо обладать знаниями из разных областей. О возможности применения в научных исследованиях междисциплинарных подходов говорим с профессором РГГУ, доктором исторических наук Галиной Гавриловной Ершовой.

Историку-исследователю уже недостаточно изучать первоисточники. Об этом еще в 50-е годы XX века говорил российский историк Поршнев, который заложил основы междисциплинарного подхода. Он даже высмеивал тех историков, которые считали, что надо просто сидеть и читать то, что уже написано. Основной подход Поршнева заключался в том, что история – это не изучение производственных отношений, денег и товарно-денежных проблем. История – это изучение человека. Для того времени подход Поршнева был настолько новым и неожиданным, что на него ополчились все ведущие историки. Изучение человека Поршнев видел как соединение всех тех наук, которые могут понять феномен человека. Говорить о человеке без его психологии невозможно, и он ввел такие понятия, как историческая психология, социальная психология. Поршнев считал, что для того, чтобы изучать человека, надо изучать и медицину, и социологию, и естественные науки. И только тогда можно понять, что такое история. По его словам, нет истории отдельных стран, есть история человечества.

Надо уметь видеть шире, чем узкие рамки некой науки. Если обратиться к истории науки, мы увидим, что XVIII век был периодом энциклопедистов, но уже в XIX веке было решено, что энциклопедизм нерационален в научных прорывах, и науки стали члениться и углубляться каждая в свою узкую отрасль. Эта специализация зашла так далеко, что каждый сегодняшний ученый как будто сидит в яме, из которой он не видит, что происходит рядом. Стыковки между областями не происходит.

Во второй половине XX века назрела необходимость рассматривать проблему в целом, и ученые стали обращаться к междисциплинарному подходу.

Междисциплинарный подход в науке проповедовал знаменитый ученый Юрий Кнорозов, который расшифровал письменность майя. Это типичный пример того, что подобные гениальные открытия возможны только при междисциплинарном подходе, потому что для расшифровки письменности недостаточно было изучить все то, что касалось письменности майя, изучить теоретические подходы к дешифровке древних систем письма. Чтобы понять, как возникает механизм отправления и восприятия сигнала (коммуникационный механизм), Кнорозову пришлось сформулировать теорию дешифровки и теорию развития абстрактного мышления человека. А это уже психофизиология, без которой невозможно понять, как создается письмо, и, следовательно, – расшифровать его.

EN