Время купцов (Андрей Синельников)


Загрузить mp3-файл

Как мы представляем себе время? Когда вообще у человечества появилось осознание того, что время есть нечто преходящее, вечное и постоянное? Каким образом формировались представления о времени у человека образованного, и связана ли, например, письменность и экономика с нашим представлением об этой субстанции?

Наш гость - писатель, режиссер документального кино Андрей Синельников, известный по чрезвычайно любопытным книгам, в частности, "Средневековая империя евреев"; сейчас на подходе новая книга - "Крах средневековой империи евреев", где Андрей Синельников объясняет, что экономическая формация определяет в том числе наше представление о смысле и предназначении человека. В новой книге большой раздел посвящен средневековым представлениям о времени и, в частности, происхождению такого утверждения как "Время - деньги". Откуда оно идет, какая здесь связь? Оказывается, связь здесь самая прямая...

- Связано ли представление о времени с появлением часов? И как жило человечество до того момента, как было изобретено это механическое устройство?

СИНЕЛЬНИКОВ: Средневековье - очень странный период; на XVI век очень точно ложится граница жизни человечества. До XV - XVI-го века человечество жило в абстрактном, сакральном, мифическом мире, а после этого перешло в некий материальный, конкретный, реалистический и четкий мир. И именно на этот период ложится всем хорошо известная по школьным учебникам Реформация. Если перевести дословно, реформация - это перестройка, преобразование.

Что же перестраивали в период Реформации? Перестраивали мир - из мифического, эпического, сакрального в мир реалистический. У нас принято говорить, что ренессанс - это возрождение. Я сказал бы, что это неправильно. Ренессанс - обращение, и идет от чисто церковного "Обращаю вас в другую веру". То есть само понятие ренессанса - не что иное как обращение в другую веру. И когда Реформация начала обращать людей в реалистическую веру, встала задача несколько "оболванить" массы, привести их в состояние восприятия того нового, что им нужно было выдать. А придумывать новые мифы и легенды мешал фактор времени. Не в том смысле, что времени не хватало, а в том, что время понималось совсем по-другому.

- Как?

СИНЕЛЬНИКОВ: В период Средневековья время и пространство, которые вообще определяют параметры человеческого общества (сейчас мы конкретно понимаем, что пространство у нас трехмерное, время - линейное и необратимое, объективно не зависмое от нас), понималось иначе. Считалось, что пространство может быть четырехмерным, то есть можно вернуться в прошлое, можно уйти в иное измерение, где живут духи; время представлялось как совершенно цикличное, - никто его не "вытягивал" в линию, не говорил о прошлом, будущем и настоящем. Время представлялось круглым колесом фортуны: день - ночь, зима - лето, сезон сельскохозяйственных работ.

И вообще восприятие времени было чрезвычайно субъективным: для одного человека время было очень длинным, для другого - очень коротким; святая Бригитта путешествовала из Ирландии в Рим и обратно за один миг, и ни у кого это не вызывало удивления: восприятие времени было субъективнм. Современный человек знает, что понятие времени очень конкретно; он оперирует такими понятиями как космос, единая Вселенная, прошлое.

В Средневековье не было этих понятий, тогда люди оперировали понятиями "время духов", "время, когда приходят предки". То есть это был совершенно иной взгляд на мир. Мы, как четко выразился один философ, - "человек торопящийся"; мы видим время, видим его реально - на часах, на табло в метро, на экране телевизора или мобильника. И переход от библейского времени ко "времени купцов" приходится именно на период Реформации. И возникает вопрос: для чего нужно было реформаторам перевести библейское мифическое эпическое время во "время купцов" - линейное, конкретное?

- Связано ли это с появлением механических часов и пониманием того, что светлое время суток можно разбить на более-менее продолжительные отрезки, - час, минута, позже - секунда?

СИНЕЛЬНИКОВ: Появление часов - это вещь вторичная; сначала было необходимо это круговое время "вытянуть", сделать линейным, чтобы его можно было измерить. До этого часы на колокольне отмеряли время обедни и вечерни, время каких-то церковных служб, и именно церковная служба называлась "час". Это был не промежуток времени, это церковная служба (от слова "часослов"). Проведение служб и было часом...

EN