Как мы представляем себе время? Когда вообще у
человечества появилось осознание того, что время есть нечто преходящее, вечное
и постоянное? Каким образом формировались представления о времени у человека
образованного, и связана ли, например, письменность и экономика с нашим
представлением об этой субстанции?
Наш гость - писатель, режиссер документального кино Андрей Синельников,
известный по чрезвычайно любопытным книгам, в частности,
"Средневековая империя евреев"; сейчас на подходе новая книга -
"Крах средневековой империи евреев", где Андрей Синельников
объясняет, что экономическая формация определяет в том числе наше представление
о смысле и предназначении человека. В новой книге большой раздел посвящен средневековым
представлениям о времени и, в частности, происхождению такого утверждения как
"Время - деньги". Откуда оно идет, какая здесь связь? Оказывается,
связь здесь самая прямая...
- Связано ли представление о времени с появлением часов? И как жило
человечество до того момента, как было изобретено это механическое устройство?
СИНЕЛЬНИКОВ: Средневековье - очень странный период; на XVI век очень
точно ложится граница жизни человечества. До XV - XVI-го века человечество жило
в абстрактном, сакральном, мифическом мире, а после этого перешло в некий
материальный, конкретный, реалистический и четкий мир. И именно на этот период
ложится всем хорошо известная по школьным учебникам Реформация. Если перевести
дословно, реформация - это перестройка, преобразование.
Что же перестраивали в период Реформации? Перестраивали мир - из мифического,
эпического, сакрального в мир реалистический. У нас принято говорить, что
ренессанс - это возрождение. Я сказал бы, что это неправильно. Ренессанс -
обращение, и идет от чисто церковного "Обращаю вас в другую веру". То
есть само понятие ренессанса - не что иное как обращение в другую веру. И когда
Реформация начала обращать людей в реалистическую веру, встала задача несколько
"оболванить" массы, привести их в состояние восприятия того нового,
что им нужно было выдать. А придумывать новые мифы и легенды мешал фактор
времени. Не в том смысле, что времени не хватало, а в том, что время понималось
совсем по-другому.
- Как?
СИНЕЛЬНИКОВ: В период Средневековья время и пространство, которые вообще
определяют параметры человеческого общества (сейчас мы конкретно понимаем, что
пространство у нас трехмерное, время - линейное и необратимое, объективно не
зависмое от нас), понималось иначе. Считалось, что пространство может быть четырехмерным,
то есть можно вернуться в прошлое, можно уйти в иное измерение, где живут духи;
время представлялось как совершенно цикличное, - никто его не
"вытягивал" в линию, не говорил о прошлом, будущем и настоящем. Время
представлялось круглым колесом фортуны: день - ночь, зима - лето, сезон
сельскохозяйственных работ.
И вообще восприятие времени было чрезвычайно субъективным: для одного человека
время было очень длинным, для другого - очень коротким; святая Бригитта
путешествовала из Ирландии в Рим и обратно за один миг, и ни у кого это не
вызывало удивления: восприятие времени было субъективнм. Современный человек
знает, что понятие времени очень конкретно; он оперирует такими понятиями как
космос, единая Вселенная, прошлое.
В Средневековье не было этих понятий, тогда люди оперировали понятиями
"время духов", "время, когда приходят предки". То есть это
был совершенно иной взгляд на мир. Мы, как четко выразился один философ, -
"человек торопящийся"; мы видим время, видим его реально - на часах,
на табло в метро, на экране телевизора или мобильника. И переход от библейского
времени ко "времени купцов" приходится именно на период Реформации. И
возникает вопрос: для чего нужно было реформаторам перевести библейское
мифическое эпическое время во "время купцов" - линейное, конкретное?
- Связано ли это с появлением механических часов и пониманием того, что
светлое время суток можно разбить на более-менее продолжительные отрезки, -
час, минута, позже - секунда?
СИНЕЛЬНИКОВ: Появление часов - это вещь вторичная; сначала было
необходимо это круговое время "вытянуть", сделать линейным, чтобы его
можно было измерить. До этого часы на колокольне отмеряли время обедни и
вечерни, время каких-то церковных служб, и именно церковная служба называлась "час".
Это был не промежуток времени, это церковная служба (от слова
"часослов"). Проведение служб и было часом...