Вверх и вниз по лестнице жизни (Галина Ершова)


Загрузить mp3-файл

Поговорим о загробных представлениях, различных традициях у разных народов мира; попытаемся дать определение слову "реинкарнация", послушаем трактовки и интерпретации знающих людей. В данном случае это доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Галина Гавриловна Ершова.

Галина Ершова неоднократно бывала в наших программах; по своей основной специальности она - специалист в области цивилизаций доколумбовой эпохи, потомки которых населяют Латинскую и Центральную Америку. Но круг интересов ученого достаточно широк, и мы решили посвятить программу теме, которой в той или иной мере касаемся. И первый вопрос можно поставить так: существует ли в науке энциклопедическое определение реинкарнации, инкарнации и представления о них?

ЕРШОВА: Энциклопедического определения как такового нет; поскольку считается, что явление как таковое очень сомнительно, давать ему окончательное определение научным не представляется. Тем не менее в теологии существует разное понимание этого термина. Есть христианское понимание; оно прежде всего относится к эпизоду Второго пришествия (возвращения) Христа. Предполагается, что это возможно только после Страшного суда, когда все жившие когда-либо люди вновь обретут свою телесность.

Но прежде всего понятие реинкарнации существует применительно к восточным религиозным представлениям, - я имею в виду индуизм. Именно здесь понятие реинкарнации было развито до предела и подразумевало идею возвращения души. То есть бессмертная душа после смерти тела покидает его и вновь рождается в другом теле, чтобы продолжать бесконечный путь в бесконечной жизни.

- Каким образом официальная наука, предствителем которой вы являетесь, подходит к изучению этих вопросов, которых вроде бы и нет? В свое время Высоцкий ввел в обиход песню о "хорошей религии", которую "придумали индусы", и в массовом сознании это представление вполне совпадает с данным поэтическим образом. А каким образом наука может иметь дело с вещами, которые "трудно пощупать"?

ЕРШОВА: Наука, впервые затронувшая изучение этой проблемы, - этнография, занимавшаяся описанием быта и верований разных народов. Именно тогда этот термин начал использоваться; речь шла о возвращении души, - описывались представления разных народов, согласно которым умершие возвращались и начинали жить заново. Это чисто описательный подход.

Я подошла к этой теме исходя из текстов майя. Когда мы затронули очень интересную надпись, которая появлялась у майя в течение трех столетий на керамике из погребений, - этот текст был назван "формулой возрождения", потому что он посвящался именно реинкарнации. Речь шла о том, что человек умер, спустился по холодной лестнице, прошел очищение, а потом вышел, чтобы возродиться...

Откуда появилась эта реинкарнационная идея у майя, когда, казалось бы, мы в этой связи говорим больше об индусах? Тогда я стала заниматься этой проблемой вплотную, поняв, что есть некие универсальные представления, существующие у самых разных народов совершенно независимо от близости или культурных заимствований. И вот тут-то возник вопрос изучения понятия реинкарнации уже как объекта исследования.

Здесь используются разные подходы. Во-первых, данные по разным культурам, где это явление интерпретируется примерно одинаково; во-вторых, психофизиологические механизмы, которые заставляют человека верить в реинкарнацию...

EN