Поговорим о загробных представлениях, различных традициях у разных
народов мира; попытаемся дать определение слову "реинкарнация",
послушаем трактовки и интерпретации знающих людей. В данном случае это доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Галина Гавриловна Ершова.
Галина Ершова неоднократно бывала в наших программах; по своей
основной специальности она - специалист в области цивилизаций
доколумбовой эпохи, потомки которых населяют Латинскую и Центральную
Америку. Но круг интересов ученого достаточно широк, и мы решили
посвятить программу теме, которой в той или иной мере касаемся. И первый
вопрос можно поставить так: существует ли в науке энциклопедическое
определение реинкарнации, инкарнации и представления о них?
ЕРШОВА: Энциклопедического определения как такового нет;
поскольку считается, что явление как таковое очень сомнительно, давать
ему окончательное определение научным не представляется. Тем не менее в
теологии существует разное понимание этого термина. Есть христианское
понимание; оно прежде всего относится к эпизоду Второго пришествия
(возвращения) Христа. Предполагается, что это возможно только после
Страшного суда, когда все жившие когда-либо люди вновь обретут свою
телесность.
Но прежде всего понятие реинкарнации существует применительно к
восточным религиозным представлениям, - я имею в виду индуизм. Именно
здесь понятие реинкарнации было развито до предела и подразумевало идею
возвращения души. То есть бессмертная душа после смерти тела покидает
его и вновь рождается в другом теле, чтобы продолжать бесконечный путь в
бесконечной жизни.
- Каким образом официальная наука, предствителем которой вы
являетесь, подходит к изучению этих вопросов, которых вроде бы и нет? В
свое время Высоцкий ввел в обиход песню о "хорошей религии", которую
"придумали индусы", и в массовом сознании это представление вполне
совпадает с данным поэтическим образом. А каким образом наука может
иметь дело с вещами, которые "трудно пощупать"?
ЕРШОВА: Наука, впервые затронувшая изучение этой проблемы, -
этнография, занимавшаяся описанием быта и верований разных народов.
Именно тогда этот термин начал использоваться; речь шла о возвращении
души, - описывались представления разных народов, согласно которым
умершие возвращались и начинали жить заново. Это чисто описательный
подход.
Я подошла к этой теме исходя из текстов майя. Когда мы затронули очень
интересную надпись, которая появлялась у майя в течение трех столетий на
керамике из погребений, - этот текст был назван "формулой возрождения",
потому что он посвящался именно реинкарнации. Речь шла о том, что
человек умер, спустился по холодной лестнице, прошел очищение, а потом
вышел, чтобы возродиться...
Откуда появилась эта реинкарнационная идея у майя, когда, казалось бы,
мы в этой связи говорим больше об индусах? Тогда я стала заниматься этой
проблемой вплотную, поняв, что есть некие универсальные представления,
существующие у самых разных народов совершенно независимо от близости
или культурных заимствований. И вот тут-то возник вопрос изучения
понятия реинкарнации уже как объекта исследования.
Здесь используются разные подходы. Во-первых, данные по разным
культурам, где это явление интерпретируется примерно одинаково;
во-вторых, психофизиологические механизмы, которые заставляют человека
верить в реинкарнацию...