Что такое вокальное искусство в XXI-м веке? Нам поможет разобраться в этом знаменитый певец Вячеслав Каган-Палей, контртенор (мужской альт). Вячеслав более известен за пределами России; ему довелось работать в Великобритании, Японии, Соединенных Штатах, во многих европейских странах.
- Молодежь, которая пользуется современными гаджетами, живет в музыкальной культуре, которой лет двадцать пять - тридцать назад еще не было. Тогда нужно было гоняться за пластинками, слушать радио, попадать на телевизионнын трансляции.Что, с вашей профессиональной точки зрения, происходит в мире музыки сейчас?
Вячеслав КАГАН-ПАЛЕЙ: Сейчас совершенно другое время, и это правда. Я помню себя, - не все записи можно было достать, а если что-то мы и находили даже в консерваторских библиотеках, то качество записи было настолько низкое (или же пластинки были настолько заиграны), что не всегда можно было разобрать даже суть произведения. Сейчас все иначе. Я, впрочем, не вполне отношу себя к новому поколению, погруженному в виртуальный мир, - я даже не умею этим пользоваться, и, если мне что-то нужно, я иду в магазин и покупаю компакт-диски...
Но в то же время мне кажется, что ничто не может заменить впечатления от восприятия живого исполнения в концертном зале, потому что как бы замечательно не был записан голос или инструмент с помощью современных технологий, это не может заменить живого ощущения присутствия.И поэтому залы полные: люди ходят в концерты...
- При этом они могут слушать и восстановленные записи Карузо, Шаляпина...
Вячеслав КАГАН-ПАЛЕЙ: И это замечательно: иногда находишь такие записи, о существовании которых даже не подозревал. И вдруг всплывают редчайшие записи Бернстайна или Челибидаке, или редкие записи Сергея Васильевича Рахманинова... И сейчас это все доступно, и можно легко найти. Но живого восприятия никто не отменял, и это самое большое удовольствие, когда ты можешь ощутить это в зале...