Наш собеседник - Сергей Дудко, одиннадцать лет
живущий между Непалом, Тибетом и Москвой, и является, в том числе по
образованию, специалистом по истории тибетского буддизма; его диссертация
называется "Школа ранних переводов тибетского буддизма. Собрание древних
тантр". То есть это человек, способный существовать в разных социумах, в
разных мирах. Тем интереснее его впечатления от почти постоянного проживания в
Непале и Тибете.
Кроме того, Сергей Дудко по первому образованию - инженер-исследователь; как
говорят знатоки, при таких специализациях у человека работают одновременно
многие участки мозга, что далеко не для всех возможно...
- Итак, мы будем задавать вопросы, которые мы чаще всего получаем от
слушателей после приглашения в эфир русских путешественников, писателей,
исследователей, которые бывают на Востоке и понимают ментальность того мира, но
остаются русскими как по рождению, так и по своему предназначению в этой жизни.
И первый вопрос - каким образом возник Тибет, каким образом в России начался
бум эзотерики, Карлоса Кастанеды, йоги? Каковы твои собственные воспоминания и
ощущения?
ДУДКО: За всю Россию я говорить не могу, но если кому-то интересна моя
личная история, то я родился в простой советской интеллигентной семье
атеистического вероисповедания, учился в Москве на инженера в годы перестройки,
как раз тогда, когда все эти эзотерические течения стали доступными. Тогда же,
в годы студенчества, я перепробовал все мыслимые движения, как перечисленные
выше, так и многие другие, но в какой-то момент мне стало скучно, и я решил
найти подлинную древнюю традицию, если таковые еще остались на этой планете.
Я выбрал тибетский буддизм, Тибет. Рационального объяснения этому у меня тогда
не было. Выбрав Тибет, я стал искать встреч с ламами, поступил в аспирантуру
Академии наук по истории культуры Тибета, закончил ее, поехал в Непал и,
собственно, практически там и остался в своем поиске, в своей жизни. И то и
другое продолжается по сей день.
- Если окинуть взором одиннадцать лет, этот период жизни давался тебе
сложно, интересно? А может, смешно?
ДУДКО: Сложным он был, наверное, для желудка. Интересно и смешно?
Безусловно, да. Я был обычный западный человек, привыкший к душу, яичнице и
сосискам, и когда ни одной из этих трех составляющих временами подолгу не было,
это было сложно. Но все это меркло перед тем необычным, с чем сталкивается
обычный западный человек, оказавшись там. А туристов сейчас там очень много.
Вообще, в Катманду, в тибетском пригороде которого я обитаю полгода или больше,
постоянно есть некая западная тусовка. Эту тусовку я разделил на три
тематических группы. Одни люди приезжают в Гималаи за просветлением, другие -
за горами, чтобы взойти куда-нибудь на Эверест или пониже, третья группа
приезжает просто расслабиться.
- А много ли там европейцев, с которыми ты общаешься постоянно? Сохраняются
ли барьеры, или за это время ты стал своим и там, и, возможно, остался своим на
родине?
ДУДКО: Барьеры сохраняются; немного - языковый и культурный, хотя я стал
своим по крайней мере для некоторых групп местного населения, потому что там
общество кастовое: там существуют четкие группы населения, которые друг с
другом общаются не очень плотно. Там невозможно жить, имея какой-то бизнес или
работу, иметь доступ к каким-то эзотерическим церемониям, если ты
"чужой". Ты можешь или остаться навсегда чужим, - есть такие
"вечные туристы", которым просто нравится смотреть на все со стороны,
- или ты становишься в достаточной степени своим.
- Я видел в Китае "гетто для белых" - там живут англичане,
американцы, русские, которые живут все-таки в своих закрытых сообществах, мало
общаясь с реальной окружающей действительностью.
ДУДКО: Такие люди есть, их много. В частности, к ним относятся
альпинисты; их интересуют только горы, во всем остальном они остаются западными
людьми. Но я изначально ехал туда, чтобы понять эту традицию изнутри. Уже потом
я поставил себе задачу жить там и зарабатывать там, поэтому у меня не было
другого выхода, кроме как стать "членом семьи", то есть стать
своим...