Продолжим попытки разобраться с иностранными языками и понять смысл метода Дмитрия Петрова,
полиглота, профессионального переводчика-синхрониста, преподавателя
иностранных языков Московского лингвистического университета. Не так
давно Дмитрий стал известен миллионам российских телезрителей благодаря
его урокам на телеканале "Культура"...
- Уроки на "Культуре" смотрели многие: Дмитрий Петров пытался обучить
несколько человек английскому и итальянскому языку буквально за очень
небольшое количество учебных часов. Петров собирает пять - восемь
человек и в общей сложности за восемь - десять часов обучает их пониать
иностранный язык и разговаривать на нем. Те, кто видел передачу на
канале "Культура", могут подтвердить: способ действует; кто не видел -
до сих пор сомневаются, говорят, что это жульничество и шарлатанство.
Какова же суть вашего метода?
Дм. ПЕТРОВ: Напомню, каким был формат этой программы: обучающихся
было восемь человек и в случае английского, и в случае итальянского
курса; шестнадцать академических часов. Если конвертировать
академические часы в астрономические, получается тринадцать часов, -
половина суток. Можно предположить, что, естественно, речь идет о
достаточно базовом, элементарном уровне. Что за это время можно сделать?
Конечно, любой критик скажет, что за шестнадцать академических часов
выучить язык нельзя, и будет абсолютно прав. Но я нигде и не утверждал
обратного. Но за эти шестнадцать часов вполне возможно сделать две очень
важные вещи. Во-первых, устранить психологические блоки, барьеры,
которые многих людей заставляют пребывать в заблуждении, что они не
способны заговорить на иностранном языке вообще. Вторая цель -
познакомить людей со структурой изучаемого языка, что вполне возможно
сделать даже в эти ограниченные сроки; представить базовый алгоритм
языка, который вполне можно привести до автоматизма, в результате чего
новый язык перестанет для вас быть чужим. Что уже неплохо...
- И каким образом это можно сделать? Каковы составляющие элементы
этого метода? Что нужно изучать: глаголы, местоимения, фонетику,
письменность, алфавит?
Дм. ПЕТРОВ: Алфавит - в последнюю очередь! В первую очередь я бы
назвал мотивацию. У каждого человека она своя, придумать ее нельзя. Это
как любое желание: либо оно есть, либо его нет. Но если оно есть - это
очень мощный стимул, чтобы хотя бы начать изучать язык.
Второй принцип - образное восприятие языка. То есть мы не должны
воспринимать язык как набор грамматических правил или список слов: это
прежде всего новое состояние, новое измерение, в которое мы должны
войти, научиться входить по мере необходимости и чувствовать там себя
комфортно и уютно. Другой момент - доведение до автоматизма того, что
можно назвать языковой матрицей: несколько основных алгоритмов языка,
которые позволяют даже из небольшого количества элементов формировать
достаточно большое количество комбинаций...