Наша тема - реинкарнация; наши представления о загробной жизни,
представления наших предков и вообще традиция представления мира
невидимого в различных традициях и культурах. Наш собеседник - доктор
исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного
университета (РГГУ) Галина Гавриловна Ершова, с которой мы давно дружим и сотрудничаем.
Галина Ершова - в том числе автор нашумевшего фильма о феномене
нетленного тела Хамбо ламы Даши-Доржо Итигилова, который в 1927-м году
ушел в нирвану. Тело его было эксгумировано спустя семьдесят семь лет, и
вполне традиционные ученые разводили руками: тело оставалось нетленным,
и многие химико-биологические его параметры соответствовали параметрам
тела живого человека.
- Оказывается, представления о том, что бывает после смерти, у
различных народов разнообразны и очень интересны. Можно ли проследить
истоки представлений человечества о жизни после смерти?
ЕРШОВА: Да, проследить можно, и на самом деле это тот элемент
культуры, который проследить легче всего. Потому что первый памятник и
первое свидетельство, которые человек оставляет о себе на Земле, это
именно свои представления о жизни после смерти в расчете на возвращение в
эту жизнь. Поэтому археологи давно работают с этим материалом, понимая,
что еще пятьдесят тысяч лет до нашей эры покойников укладывали так,
чтобы они потом могли вернуться и родиться вновь. А уже когда мы стали
работать с текстами, - устными и тем более письменными, - стало понятно,
что люди всегда верили в реинкарнацию, возвращение душ умерших.
- Почему профессор РГГУ, доктор исторических наук занимается этой
темой? Вы обратили на нее внимание с точки зрения атавистичности
представлений людей о реинкарнации, попытки разоблачить ее, открыть
людям глаза с точки зрения материализма?
ЕРШОВА: Наверное, ни то, ни другое. Этнологи, археологи
прекрасно знают, что все люди на ранних этапах исторического развития
верили в реинкарнацию. И, с одной стороны, это является как бы прошлым, о
котором мы и говорим как о прошлом, или же любят рассказывать истории
про индийские реинкарнации, всякие душераздирающие истории о том, как
мальчик нашел себе богатых родственников и тому подобное. И вдруг мы
встречаем такой удивительный феномен в нашей жизни, когда Грабовой
начинает спекулировать на вере в реинкарнацию, которая, казалось бы, в
нашем прагматическом обществе вдруг проступает вполне реально. Люди
платят огромные деньги, веря, что вернутся души умерших родных.
- Если говорить о Григории Грабовом, то последней каплей для властей
стали его экзерсисы с Бесланом... Но там ситуация объяснима с точки
зрения психологии.
ЕРШОВА: Он и без трагических событий спекулировал на этом,
вымогая деньги; это человек без стыда и совести глобального масштаба. Но
Беслан, видимо, доконал уже всех; Беслан вывел тему из
полуэзотерической, полунепонятной на глобальные проблемы нашего
духовного сознания современного общества...