Наш собеседник - Бронислав Виногродский, известный российский
китаевед, главный редактор журнала "Цигун", писатель и поэт. Поговорим о
его книге с интригующим названием "Искусство управления миром".
- Так и видятся здесь имена Киссинджера или Бжезинского,
геополитиков, бывших министров иностранных дел либо бывших
премьер-министров...
Бронислав ВИНОГРОДСКИЙ: Эта книга построена на основе одной из
самых любимых мной древних книжек Лао Цзы - Дао Дэ Цзине, которая, как
известно, адресована человеку, который стремится к достижению
совершенной мудрости.
Я много раз переводил, переписывал, интерпретировал и комментировал этот
текст, и в конце концов пришел к некоему выводу, что человек в своей
деятельности (а деятельность и является основным проводником управления
миром) занимается какими-то делами, чтобы владеть ситуациями. А ситуации
складываются из обстоятельств; в обычной жизни обычного человека
обстоятельства собираются зачастую ухудшиться, и человек придумывает
проекты, чтобы притянуть какие-то ресурсы, защититься от ухудшения
обстоятельств.
И делает это человек, чтобы сохранить свои состояния. Существует три
неких субличности, постоянно и одновременно действующих в пределах
сознания каждого человека: человек, отвечающий за обстоятельства,
человек, отвечающий за деятельность, и человек, отвечающий за состояние.
То есть у нас есть состояние духа, есть действия, производящиеся с
каким-то смыслом, и есть обстоятельства. И я переписал Дао Дэ Цзин,
сохранив в трех видах, сохранив его структуру (то есть я ничего
особенного не сочинил).
У меня когда-то была очень популярная книжка «Китайские мудрости на Пути
правителя». Потом я написал книгу "Китайские мудрости на Пути
долголетия" и "Китайские мудрости на Пути чая". Дао Дэ Цзин я переписал
с точки зрения художника творческих состояний, художника осмысленных
действий и художника управляемых совпадений. То есть я говорю о том,
что человек должен смирить свою гордыню: управлять он может только
совпадениями.
То есть если человек сохраняет свои правильные состояния и через
осмысленные действия и движения своего духа и тела в мире проводит это в
мир, то в этом случае обстоятельства всегда складываются в максимально
благоприятные узоры, которые сами приносят необходимые для деятельности
человека ценности. Собственно, я переписал восемьдесят одну главу Дао Дэ
Цзина, которую я невероятно люблю и считаю, что там описана совершенная
структура образов действий. Но в оригинале эта книга предназначена для
мудреца. Но не все хотят быть мудрецами; многие хотят просто в
правильных состояниях совершать правильные действия...