Поговорим о стереотипах, которые приходят в голову, когда речь
заходит об Аргентине. Красивая страна, танго, футбол, Патагония (Жюль
Верн, помните?), знаменитое мясо и вино... Ну и Мальвинские -
Фолклендские острова, война с Великобританией. А еще - Эвита Перон...
Все? Наш собеседник - журналист из Аргентины Эрнандо Клейман.
КЛЕЙМАН: Не хватает Марадоны...
- А Месси сейчас не более знаменит, чем Марадона?
КЛЕЙМАН: Понимаете, Марадона - это как выпускник университета, а Месси пока еще - в детском саду...
- Ну, хорошо. Тогда начнем с танго. Почему его родина - Аргентина, а не, скажем, Бразилия?
КЛЕЙМАН: Дело в том, что танго - продукт портовой культуры.
Аргентина - страна эмигрантов и одновременно - страна портов. Особенно
это относится к XIX-му веку, когда все, что мы производили, мы
экспортировали. К нам прибывали волны эмигрантов, в основном из Европы, и
вокруг портов, и особенно - порта Буэнос-Айреса сложилась некая особая
культура. Это не культура элиты, аристократии или профессионалов; это
культура общественного дна (что вообще характерно для портов). Этой
культуре нужна была музыка и танцы; так родилось танго.
Танго - это изначальное совмещение разных выражений музыки и танца. В
нем присутствуют и африканская, и бразильская, и португальская, и
испанская составляющие.
- Получается, танго - вовсе не элитарный танец, а танец простонародья?
КЛЕЙМАН: Именно так. Танго проникло в высокое общество примерно в
первой четверти прошлого века. А до того оно было просто запрещено: это
была нелегальная музыка. И все, кто хотел танцевать или просто слушать
танго, должны были ехать в предместья, пригороды, в порты: танго для
того времени было чрезмерно эротично... Кстати, аргентинское общество до
сих пор - очень закрытое общество, сухое и консервативное. Для него
было очень непросто принять манеру танца портового простонародья...
- А каким образом в таком закрытом обществе возник культ Эвиты Перон?
КЛЕЙМАН: Это очень интересный вопрос, и он совмещается с темой
танго, потому что Эвита никогда не была официальным политиком, не имела
никакого официального поста; но она владела Пероном, своим мужем, и
владела государством. Она была, скорее, душой государства. Это было с
46-го по 52-й год прошлого века... Эта удивительная женщина была и очень
любима, и одновременно вызывала презрение в высших сферах аргентинского
общества. Почему? Она ведь вышла из низших слоев, можно сказать, со дна
общества...