Закон Гермеса Трисмегиста (Юлия Бугуева)


Загрузить mp3-файл

Наша гостья - замечательный художник Юлия Бугуева; она уже участвовала в наших программах и рассказывала про хиромантию. Теперь же поговорим об алхимии, и не с точки зрения поверхностного представления, а с точки зрения эстетики и художественного мировоззрения.

- Каким же образом алхимия связана с художественным творчеством?


БУГУЕВА: Мы с вами дожили до удивительных времен: еще совсем недавно говорить об алхимии можно было разве что с глазу на глаз, наедине. Потому что только сейчас алхимия в нашем обыденном сознании обретает право на серьезное отношение, хотя в достаточно узких кругах отношение к ней всегда было самое трепетное. И если мы погрузимся в литературу, рассказывающую об этом мировом и человеческом феномене, то выясним, что алхимией занимались в древнем Китае, в Европе; ее знания и символы проявлены в некоторых американских традициях. И когда мы начинаем глубже знакомиться с этой проблемой, то выясняется, что алхимия была везде.

- Может, попробуем дать определение алхимии? У нас почти у всех - школьные представления: на картинках - загадочные личности в колпаках, которые пытаются из свинца сделать золото...

БУГУЕВА: Это поверхностная информация, которая известна всем: согласно ей, главной задачей алхимии было превратить несовершенный свинец в совершенное золото, то есть несовершенные объекты должны быть превращены в совершенные. Но если подумать, то это, в сущности, цель любого мастера, чем бы он ни занимался. Допустим, гончар берет несовершенную аморфную глину и превращает ее в какой-нибудь удивительный сосуд, допустим, в роскошную античную вазу...

- Или в горшок, в который кидали кости...

БУГУЕВА: Ну да, возможно, и так. Но ведь по сути дела и любая религиозная система направлена на то же: брать несовершенную заблудшую темную душу и в результате религиозных отправлений, веры привести ее к совершенству.

- Это тоже алхимия?!

БУГУЕВА: Это несомненно, потому что закон алхимии - это прежде всего действие методом аналогий. То есть в данной ситуации известен древний закон Гермеса Тристмегиста ("Трижды величайшего"): что наверху, то и внизу. И мы можем совершенно спокойно приводить эти примеры и аналогии. Например, один из классических вариантов алхимической мистерии - позволю себе сказать так - это жизнь бабочки.

Когда рождается маленький червячок, какой бы страшненький, некрасивый и несовершенный он ни был, он превращается в куколку (то есть "умирает"). В этой замкнутой, закрытой форме происходит некий процесс (известно, если куколку проколоть, то бабочка не родится, мы нарушим эту целостность), и вдруг появляется совершенно невероятное, божественной красоты существо, - Психея, душа, бабочка; не случайно в прежние времена душу изображали в виде бабочки. Она питается нектаром или вообще живет всего один день, но почему-то являет миру совершенно непостижимую красоту.

И никто еще не нашел ответа на вопрос, почему бабочки столь красивы и для чего вообще это нужно. И так как все имеет свою задачу, функцию, то и красота бабочки для чего-то нужна, так же как и красота цветка. И если уж мы стали говорить об искусстве, то я могу сказать одну удивительную вещь: знания алхимиков изначально были всячески зашифрованы и скрывались от непосвященных. Для чего? Ну, ядерный чемоданчик тоже носит только президент, самое ответственное лицо, потому что кнопку нажать может только тот, кто обременен колоссальной ответственностью и знает, к чему это может привести.

Так как мы с вами действуем методом аналогий, то в нашей ситуации это то же самое: алхимия и ее "продукты" - философский камень, позволяющий превращать несовершенные металлы в совершенные, эликсир бессмертия, способный избавить человека от всех болезней и дать ему колоссальное количество энергии, так называемый универсальный растворитель, - эти три основных продукта алхимической деятельности, естественно, не могут оказаться в руках непосвященных...

EN