Наша гостья - замечательный художник Юлия Бугуева; она уже участвовала в наших программах и рассказывала про хиромантию.
Теперь же поговорим об алхимии, и не с точки зрения поверхностного
представления, а с точки зрения эстетики и художественного
мировоззрения.
- Каким же образом алхимия связана с художественным творчеством?
БУГУЕВА: Мы с вами дожили до удивительных времен: еще совсем
недавно говорить об алхимии можно было разве что с глазу на глаз,
наедине. Потому что только сейчас алхимия в нашем обыденном сознании
обретает право на серьезное отношение, хотя в достаточно узких кругах
отношение к ней всегда было самое трепетное. И если мы погрузимся в
литературу, рассказывающую об этом мировом и человеческом феномене, то
выясним, что алхимией занимались в древнем Китае, в Европе; ее знания и
символы проявлены в некоторых американских традициях. И когда мы
начинаем глубже знакомиться с этой проблемой, то выясняется, что алхимия
была везде.
- Может, попробуем дать определение алхимии? У нас почти у всех -
школьные представления: на картинках - загадочные личности в колпаках,
которые пытаются из свинца сделать золото...
БУГУЕВА: Это поверхностная информация, которая известна всем:
согласно ей, главной задачей алхимии было превратить несовершенный
свинец в совершенное золото, то есть несовершенные объекты должны быть
превращены в совершенные. Но если подумать, то это, в сущности, цель
любого мастера, чем бы он ни занимался. Допустим, гончар берет
несовершенную аморфную глину и превращает ее в какой-нибудь удивительный
сосуд, допустим, в роскошную античную вазу...
- Или в горшок, в который кидали кости...
БУГУЕВА: Ну да, возможно, и так. Но ведь по сути дела и любая
религиозная система направлена на то же: брать несовершенную заблудшую
темную душу и в результате религиозных отправлений, веры привести ее к
совершенству.
- Это тоже алхимия?!
БУГУЕВА: Это несомненно, потому что закон алхимии - это прежде
всего действие методом аналогий. То есть в данной ситуации известен
древний закон Гермеса Тристмегиста ("Трижды величайшего"): что наверху,
то и внизу. И мы можем совершенно спокойно приводить эти примеры и
аналогии. Например, один из классических вариантов алхимической мистерии
- позволю себе сказать так - это жизнь бабочки.
Когда рождается маленький червячок, какой бы страшненький, некрасивый и
несовершенный он ни был, он превращается в куколку (то есть "умирает"). В
этой замкнутой, закрытой форме происходит некий процесс (известно, если
куколку проколоть, то бабочка не родится, мы нарушим эту целостность), и
вдруг появляется совершенно невероятное, божественной красоты существо,
- Психея, душа, бабочка; не случайно в прежние времена душу изображали в
виде бабочки. Она питается нектаром или вообще живет всего один день,
но почему-то являет миру совершенно непостижимую красоту.
И никто еще не нашел ответа на вопрос, почему бабочки столь красивы и
для чего вообще это нужно. И так как все имеет свою задачу, функцию, то и
красота бабочки для чего-то нужна, так же как и красота цветка. И если
уж мы стали говорить об искусстве, то я могу сказать одну удивительную
вещь: знания алхимиков изначально были всячески зашифрованы и скрывались
от непосвященных. Для чего? Ну, ядерный чемоданчик тоже носит только
президент, самое ответственное лицо, потому что кнопку нажать может
только тот, кто обременен колоссальной ответственностью и знает, к чему
это может привести.
Так как мы с вами действуем методом аналогий, то в нашей ситуации это то
же самое: алхимия и ее "продукты" - философский камень, позволяющий
превращать несовершенные металлы в совершенные, эликсир бессмертия,
способный избавить человека от всех болезней и дать ему колоссальное
количество энергии, так называемый универсальный растворитель, - эти три
основных продукта алхимической деятельности, естественно, не могут
оказаться в руках непосвященных...